Гангут (линкор)


«Октя́брьская револю́ция» (до 1925 года «Гангýт») — линкор русского и советского флота, последний (по дате закладки и дате спуска на воду) из четырёх дредноутов балтийской серии типа «Севастополь».

Линкор-дредноут «Гангут» стал четвёртым кораблём русского флота, названным в честь победы в Гангутском сражении.

Заложен 3 (16) июня 1909 года на Адмиралтейском заводе в один день с однотипным линкором «Полтава». Строитель — Л. Л. Коромальди. 7 октября 1911 года спущен на воду. Достройка продолжалась до 4 ноября 1914 года. Прошёл ходовые и приёмные испытания, в конце декабря был зачислен в состав действующего флота, перешёл в Гельсингфорс, где был включён в состав 1-й бригады линейных кораблей Балтийского флота.

Принимал участие в первой мировой войне. 11 ноября 1915 года линкорами «Гангут» и «Петропавловск» под прикрытием крейсеров 1-й бригады было поставлено минное заграждение из 550 мин южнее острова Готланд. 25 ноября на минах этого заграждения подорвался немецкий крейсер «Данциг». Совершив три боевых похода во второй половине 1915 года на обеспечение минных постановок в Балтийском море, «Гангут» весь остальной период первой мировой войны простоял в Гельсингфорсе.

19 октября 1915 года на стоящем на гельсингфорсском рейде «Гангуте» произошло возмущение нижних чинов команды. Вечером матросы отказались от ужина, а затем потребовали убрать с корабля старшего офицера барона Э. Э. Фитингофа. При попытке захватить оружие были остановлены офицерами. Командир «Гангута» капитан 1-го ранга А. Кедров с трудом удержал матросов от выступления, пообещав разобраться в их требованиях, главными из которых были улучшение питания и выдворение с корабля офицеров немецкого происхождения. 20 октября на «Гангут» прибыл командующий Балтийским флотом адмирал Канин. Началось расследование, работу следственной комиссии возглавил адмирал А. Небольсин. Всего было арестовано 95 матросов (в числе их были и знаменитые в будущем коммунисты П. Е. Дыбенко и В. Ф. Полухин), 34 из них привлечены к суду. 26 матросов были приговорены к каторжным работам на срок от 4 до 15 лет (включая двоих, которым расстрел был заменён на каторгу), 8 матросов судом были оправданы[1].

С 12 по 17 марта 1918 года в составе первого отряда кораблей совершил ледовый переход из Гельсингфорса в Кронштадт.