Гарпагон


Гарпаго́н (фр. Harpagon) — главное действующее лицо театральной пьесы известного французского комедиографа Мольера в комедии «Скупой», впервые поставленной в сентябре 1668 года в театре Пале-Рояль, Париж (в роли Гарпагона был сам Мольер); персонаж, олицетворяющий жадность.

В угоду жанру своего времени, требовавшему, чтобы в характере героя преобладала только одна черта[1], Мольер создал через поэтическое и юмористическое преувеличение настолько выразительный характер Гарпагона — скупца с болезненной страстью к обогащению, вплоть до потери человеческого облика, что имя Гарпагон стало употребительным в значении «скряга»[2][3].

Образ списан с плавтовского персонажа Эвклиона из «Aulularia» (в переводе Петровского «Кубышка», в «Журнале Мин-ва народного просвещения», 1888; в переводе Фета «Горшок», М., 1891).

До комедии Мольера Гарпагон, как персонаж скупца, появляется в комедии «Эмилия» итальянца Луиджи Грото (итал. La Emilia, Венеция, 1572).

Гарпагон — богатый вдовец и отец двух молодых людей: Клеанта (возлюбленного Марианны) и Элизы (возлюбленной Валера), достигших брачного возраста. Сам Гарпагон намерен жениться на Марианне.

Гарпагон — настоящий скупердяй, олицетворение жадности, привыкший экономить на всём: «Сготовишь на восемь, хватит и на десять» (действие III, явление V). Над ним смеются, рассказывая, что он хотел «своровать овес у своих собственных лошадок» (д. III, явл. V).