Гарфорд-Путилов


«Га́рфорд-Пути́лов» (также «Га́рфорд-Пути́ловец», «Пути́лов-Га́рфорд» или просто «Га́рфорд») — тяжёлый пушечно-пулемётный бронеавтомобиль Вооружённых сил Российской империи. Разработан в начале Первой мировой войны с использованием шасси американского грузовика фирмы «Гарфорд мотор трак» Всего за период производства (19151916) Путиловским заводом было изготовлено 48 броневиков, активно применявшихся в ходе Первой мировой и Гражданской войн[1].

«Гарфорды» обладали мощным для своего класса и времени вооружением и приемлемым бронированием. Несмотря на достаточно посредственные динамические характеристики, «Гарфорды» были весьма эффективны в бою, отличались надёжностью и добротностью изготовления, что обусловило сравнительно долгий срок их службы[2][3].

С началом Первой мировой войны прежде вялотекущие работы по созданию отечественных бронеавтомобилей резко активизировались. В итоге уже 19 сентября 1914 года на фронт отправилось первое подразделение бронеавтомобилей русской армии — 1-я автомобильная пулемётная рота, укомплектованная полностью отечественными пулемётными бронеавтомобилями «Руссо-Балт тип С»[4]. Для огневой поддержки пулемётных броневиков в первом составе роты имелось три иностранных грузовика с установленными в кузове орудиями, из них один — «Маннесманн-Мулаг» — был бронирован[5]. Боевые действия быстро продемонстрировали высокую востребованность и эффективность пушечных бронемашин в бою, однако столь же очевидным было техническое несовершенство «Маннесманна» — по сути, грузовика с обшитым бронёй кузовом и пушкой за щитом[6]. В итоге ГВТУ приняло решение при формировании новых автопулемётных взводов обязательно включать в их состав в дополнение к двум пулемётным ещё и пушечный бронеавтомобиль[7], более технически совершенный, чем «Маннесманн-Мулаг».

Вскоре, осенью 1914 года, на Путиловском заводе началось проектирование тяжёлого пушечно-пулемётного бронеавтомобиля с полноценным бронированием. Инициатором и идейным вдохновителем всего процесса создания бронеавтомобилей, вооружённых пушками, был генерал-майор Н. М. Филатов, в те годы занимавший пост начальника Офицерской стрелковой школы[8]. По его мысли, такая машина должна была качественного усилить подразделения пулемётных броневиков на поле боя. Филатов же самолично разрабатывал проекты будущих бронемашин.