Гаспаро да Сало


Гаспа́ро да Сало́ (собственно Гаспаро из Сало, итал. Gasparo da Salò, настоящая фамилия Бертолотти; 20 мая 1540 — 14 апреля 1609, Брешиа, Италия) — один из первых скрипичных мастеров. Происходил из городка Сало на берегу озера Гарда. Приблизительно 80 из его инструментов все еще существуют: скрипки (маленькие и большие), альты, контрабасы и т. д.

Гаспаро оспаривает у Андреа Амати (Кремона) честь считаться создателем первых скрипок современного типа. Его дело продолжил Джованни Маджини.

Гаспаро Берголотти родился в Сало на озере Гарда, в семье с юридическими, художественными, музыкальными и ремесленными интересами. Его дед Сантино, владелец земли и стада, который, как считается, производил музыкальные струны из овечьих кишок, переехал из Польпенацце-дель-Гарда в Сало, в столицу побережья Гарды, чтобы предоставить больше возможностей своей семье, поселив детей в художественной среде Сало. Сало считается «столицей» верхней части области Гарда в провинции Брешиа, которая была очень богатой, развитой и яркой. Гаспаро был сыном и племянником двух опытных музыкантов, Франческо и Агостино, которые были скрипачами и композиторами самого высокого профессионального уровня, достаточно выдающимися, чтобы их можно было упомянуть в сохранившихся документах, как «Виолончели» илирасширн, чтобы избежать сомнений, «Скрипки»[3].

В дополнение к тому, что он был экспертом в музыкальных инструментах[4], дядя Гаспаро, Агостино, был первым капельмейстером Сало, а его сын Бернардино, двоюродный брат Гаспаро, был виртуозным музыкантом (скрипачом и тромбонистом), который, в начале работал в Ферраре, при влиятельном музыкальном дворе Эсте (Герцогство Феррара), а затем в Мантуе, для Винченцо Гонзага I, в годы Монтеверди и, наконец, в Риме, как «Музыкант Его Святейшества Папы в замке Сан-Анджело».

Свое музыкальное образование Гаспаро получил в период растущей утонченности и профессионализма среди музыкантов и скрипачей Сало и Брешиа, многие из которых играли в Базилике Сан-Марко в Венеции, а так же среди музыкантов многих европейских дворов с начала 1540-х годов до конца века. Его глубокое образование в области музыкального исполнения, предпринятое его известной музыкальной семьей, подтверждается найденным в Бергамо документом о музыке в Санта -Мария Маджоре, от 1604 годом, в котором Гаспаро упоминается, как очень талантливый виолончелист.