Гаудия-матх


Га́удия-матх (IAST: Gauḍīya Maṭha) — индуистская вайшнавская организация, основанная Бхактисиддхантой Сарасвати в 1918 году в Индии с целью проповеди гаудия-вайшнавизма.[1] После 1940-х годов такое же название носили монастыри и храмы, которые в дальнейшем открывались учениками Бхактисиддханты Сарасвати. Гаудия-матх — это также название традиции или сообщества в гаудия-вайшнавизме.

Бхактисиддханта Сарасвати был продолжателем духовной миссии своего отца Бхактивиноды Тхакура (1838—1914) и основал Гаудия-матх в 1918 году, вскоре после принятия отречённого образа жизни (санньясы). Оба эти вайшнава были учёными и святыми последователями гаудия-вайшнавизма — традиции бхакти (любви к Богу) в линии Рупы Госвами и Чайтаньи. Бхактивинод Тхакур написал много книг, объясняющих индуистские писания (шастры), а Бхактисиддханта Сарасвати основывал храмы, давал лекции и писал комментарии по его книгам и по шастрам. Они оба считаются реформаторами в гаудия-вайшнавизме. По мнению их последователей, они боролись с засилием апасиддхант (теологических заблуждений), таких как майявада (адвайта-вада) и сахаджия (легковесный подход к бхакти).

Основную цель Гаудия-матха Бхактисиддханта Сарасвати видел в распространении гаудия-вайшнавизма по всей Индии и за её пределами, в первую очередь через публикацию вайшнавской литературы. Всего он основал 64 филиала Гаудия-матха — храмов и ашрамов. Основным храмом был «Шри Чайтанья Матх» в Маяпуре (Бенгалия, Индия) на берегах Ганга. У Бхактисиддханты Сарасвати было множество последователей, многие из них происходили из аристократических семей. 18 образованных санньяси-учеников составляли основную группу проповедников Гаудия-матха времён Бхактисиддханты Сарасвати. Расцвет Гаудия-матха пришёлся на 1920—1930-е годы.

В 1930-х годах Гаудия-матх начал свою проповедь в Европе, когда Бхактисиддханта Сарасвати послал в Англию, Германию и другие страны своих учеников-санньяси — Бхакти Прадип Тиртху Госвами, Бхакти Хридая Бон Свами и других. Они проповедовали в высших слоях общества и среди учёных и привлекли своей проповедью нескольких европейцев. После смерти Бхактисиддханты Сарасвати в 1937 году, Гайдия-матх раскололся на две организации: «Миссию Гаудия  (англ.)» под руководством Ананты Васудэвы Прабху (основной правопреемник Гаудия-матха) и «Шри Чайтанья Матх» под руководством Бхакти Виласы Тиртхи. Ряд деятелей «Гаудия-матха», не согласных с духом этих двух организаций, впоследствии основали свои матхи, объявили себя ачарьями и продолжили проповедь. После 1940-х годов в разных Гаудия-матхах появилось ещё больше последователей — вайшнавы Гаудия-матха строили храмы, проводили службы, издавали и распространяли журналы и книги.