Гвидо да Сиена


Гвидо да Сиена (итал. Guido da Siena) — итальянский живописец периода проторенессанса сиенской школы. Работал в Сиене (Тоскана) в период между 1260 и 1290 годами[1].

Документальных сведений о жизни художника не сохранилось, за исключением его предположительного отождествления с неким «Гвидоне» (Guidone), задокументированным в Сиене в последнее двадцатилетие тринадцатого века и обычно упоминаемого как Гвидо ди Грациано (Guido di Graziano)[2]. Таким образом, его деятельность может быть реконструирована только по созданным им произведениям, а также на основании подписи, поставленной на алтарной картине «Маэста» (Величание Богоматери) из церкви Сан-Доменико (ныне в Палаццо Пубблико: «Me Gu(i)do de Senis diebus depinxit amenis: quem Chr(istu)s lenis nullis velit a(n)gere penis — AD MCCXXI». Однако дата, которая сделала бы это произведение наиболее ранним в творчестве художника, большинством учёных не считается достоверной.

Сложность заключается в том, что помимо подписи «Guido de Senis» на картине поставлена дата — 1221 год, однако лики Мадонны и Младенца написаны в манере второй половины XIII века, близкой Чимабуэ. В начале XIII века лики писали иначе, схематичнее. Некоторые специалисты считают, что лики были переписаны в XIV веке Уголино ди Нерио. Другие сомневаются в подлинности даты. Третьи предполагают, что алтарный образ был переписан с более древнего образца с целью его замены (вместе с прежней датой). Так или иначе, но это значительное по размеру произведение (2,83 х 1,94 м) стало той точкой отсчёта, с которой специалисты пытаются воссоздать творчество Гвидо да Сиена[3].