Гвоздев, Алексей Александрович


Алексей Александрович Гвоздев (9 (21) марта 1887[1], Санкт-Петербург, — 10 апреля 1939, Ленинград) — советский театральный критик, театровед, литературовед и педагог.

Алексей Гвоздев родился 24 февраля 1887 года[2] в Петербурге в состоятельной купеческой семье. Его отец, купец Александр Гвоздев, владел лавкой на территории нынешнего Апраксина двора, где торговал галантереей и модной одеждой. В 1903 году семья переехала в двухэтажный деревянный дом на Люцевской улице в Гатчине[3]. 59°33′39″ с. ш. 30°07′23″ в. д.HGЯO

В 1897—1905 годах Гвоздев учился в гимназии Петра и Павла (Петришуле), где преподавание велось на немецком языке; в 1905—1908 годах продолжал своё образование за границей: слушал лекции по литературе, философии и языкознанию в Лейпциге и Мюнхене[2].

В 1908 году Гвоздев поступил на историко-филологический факультет Санкт-Петербургского университета, который окончил в 1913 году. В 1916 году приступил к преподаванию в университете (приват-доцент) и других учебных заведениях столицы зарубежной литературы; первый университетский курс был посвящён творчеству Ж. Б. Мольера[4]. В 1917—1920 годах преподавал в Томском университете, с 1919 года — профессор. В 1920 году Гвоздев вернулся в Петроград, с этого же года и до конца жизни преподавал в Ленинградском педагогическом институте, одновременно возглавлял сектор Института истории искусств (позже — Государственный научно-исследовательский институт театра, музыки и кинематографии)[1].

В печати Алексей Гвоздев дебютировал весной 1914 года, и первая статья была направлена против Всеволода Мейерхольда, который в дальнейшем станет его кумиром. Поводом для статьи послужила переделка пьесы-сказки К. Гоцци «Любовь к трем апельсинам», опубликованная Мейерхольдом в журнале с тем же названием. С 1915 года Гвоздев регулярно печатался в журнале либерально-демократической ориентации «Северные записки», где он вёл раздел «Литературная летопись»[4].

В театроведении Гвоздев стал основоположником не существовавшей в дореволюционной российской науке дисциплины — истории западноевропейского театра; автор фундаментального труда «Западноевропейский театр на рубеже XIX и XX столетий» (1939)[1].