Гданьская судоверфь


Гданьская судоверфь (польск. Stocznia Gdańska, в период с 1970 по 1989 год носила имя В. И. Ленина) — крупное судостроительное предприятие Польши в городе Гданьск. Известна как место возникновения движения «Солидарность» в 1980 году.

Создана в 1945 г., на базе двух немецких верфей (Schichau-Werft и Danziger Werft), сильно разрушенных в годы Второй мировой войны. Первое судно Гданьской судоверфи «Солдек» было спущено на воду в 1948 году.

В 1960-е годы ежегодно на верфи строилось примерно 30 судов. В 1968 общая грузоподъёмность построенных на верфи судов составила 418,5 тыс. т. Всего до 1969 г. построено 526 судов, общей грузоподъёмностью 2507,2 тыс. т.

Основной продукцией верфи были современные рыболовные суда. Строились торговые суда, главным образом для перевозки мелких грузов. Верфь производила также судовое оборудование и механизмы. Значительная часть продукции Гданьской судоверфи экспортировалось, крупнейшим покупателем её судов являлся СССР.

В 19901996 гг. предприятие работало как акционерное общество, причём более 60 % акций находилось в собственности польского государства, остальные принадлежали трудовому коллективу. После судебного решения о банкротстве 8 августа 1996 «Солидарность» развернула сбор пожертвований. К декабрю 1997 удалось собрать более 5,2 миллиона злотых (более 1,6 миллиона долларов). Работа на судоверфи не прекращалась, но численность занятых и объёмы производства резко упали.

8 сентября 1998 года АО «Судостроительная верфь Гданьск» была продана за 115 миллионов долларов судостроительной корпорации «Труймясто», основным владельцем которой являлось АО «Судоверфь Гдыня». Гданьская судоверфь была преобразована в новое структурное подразделение и получила название "Гданьская судостроительная верфь — Группа АО «Судостроительная верфь Гдыня»[2].