Геласий I


Гела́сий I (лат.  Gelasius PP. I; ? — 19 ноября 496) — папа римский с 1 марта 492 года по 19 ноября 496 года.

Геласий, как он сам писал в письме к императору Анастасию I, был Romanus Natus — «урожденный римлянин». Тем не менее, Liber Pontificalis сообщает, что он был natione Afer (африканец) и поэтому имел «цветную кожу» (смуглую). Afer, однако, означало уроженцев провинции Африка, а не Африки как таковой. Папа Геласий был родом из Кабилии (Алжир), населённой берберами, чья кожа не была смуглой.

Перед своим избранием папой римским Геласий был близким советником папы Феликса III, в частности, участвовал в подготовке документов Церкви. Поэтому его избрание 1 марта 492 года было проявлением преемственности.

После своего избрания на папский престол Геласий сразу же показал силу своего характера в споре с последователями Патриарха Константинопольского Акакия. Несмотря на все усилия нового патриарха Евфимия[en] и угрозы императора Анастасия I, которые пытались получить независимость от Апостольского Престола, Геласий отказывался предоставлять даже малейшие привилегии и восточной церкви. Раскол был связан с поддержкой Анастасием I монофизитов[1]), чье учение папа воспринимал как ересь.

В книге De duabus in Christo naturis («О двойственной природе Христа») Геласий увлеченно критиковал монофизитство. Кроме того, он попытался вернуть себе контроль над Александрийским и Антиохийским патриархатами, но время его понтификата оказалось слишком коротким для достижения этой цели. Раскол между Римом и Константинополем продолжался до понтификата папы Гормизда (514523).

Геласий следовал римской традиции, по которой власть церкви была auctoritas — законодательной, а власть императора — potestas — исполнительной. В римском праве auctoritas превосходил potestas. Однако в тогдашних реалиях Геласий признавал политическое верховенство короля-арианина Теодориха. В послании к Анастасию он указывал, что в мире есть две власти: светская и духовная. В религиозных вопросах правители должны слушаться епископов, а в светских делах епископы должны подчиняться правителям[1]. Теория Геласия была возрождена в радикально новой форме папой Григорием VII, который не только отрицал разделение церкви и государства, но и провозглашал господство церкви над светской властью.