Генетическая память


Генетическая память (генная память, расовая память, родовая память, наследственная память, биологическая память[1], этническое сознание, этническая память[2]) — ненаучное понятие[3], паранаучный концепт[2], опыт предков конкретного человека, передаваемый на генетическом уровне[1], закреплённые в каждом конкретном человеке на психофизическом уровне память и опыт его предков. Под предками могут пониматься представители этноса в качестве носителей этнической культуры. Считается, что генетическая память может находиться в спящем состоянии или «пробуждаться», активироваться, для чего необходим внешний триггер, например, участие в определённых обрядах. В этом случае для срабатывания триггера и активизации этнической памяти человек должен в какой-то степени «биологически» принадлежать к данному этносу[2]. В современной психологии генетическая память, как правило, считается ложным понятием[3].

Понятие генетической памяти часто используется в парапсихологии при объяснении метода регрессии прошлой жизни, но большинство парапсихологов отвергает теорию генной памяти как не состоятельную[4][5][1].

В переносном значении[1] термины генетическая «память», или биологическая «память» в психологии — гипотетическая «память» на биологические события, которые происходили в течение веков эволюции биологического вида, генетически закодированная склонность к определённым видам поведения и образцам действия, являющиеся рудиментами эволюционно важных изменений. Так, страх падения и рефлекторные реакции на падающие предметы рассматриваются как отражение эволюционной адаптивной реакции, которой должен обладать любой успешно развивающийся вид приматов[6].

Современная концепция опровергает принадлежность генетической памяти к теории ламаркизма, в отличие от биологов XIX века, считающих генетическую память сплавом памяти и наследственности, в общем русле механизма Ламарка. К 1881 году Теодюль Рибо считал, что отличие психологической от генетической памяти в основе общего механизма заключается в том, что психологическая не взаимодействует с сознанием[7]. Эвальд Геринг и Рихард Земон, развившие общие теории памяти, позже вывели теорию энграммы и определили сопутствующие процессы энграфии и экфории. Земон разделил память на два вида — генетическую и память центральной нервной системы[8].

Согласно Карлу Юнгу, генетическая память представляет собой опыт предков человека, который представлен нервными структурами головного мозга. Юнг приписывал данному термину некоторые мистические элементы, в связи с чем он получил широкое распространение в рамках парапсихологии[1].