Хенкин, Леон


Леон Альберт Хенкин (также в источниках встречается вариант фамилии Генкин; англ. Leon Albert Henkin, 19 апреля 1921 — 1 ноября 2006) — американский математик, один из ведущих специалистов XX века в области математической логики.

Родился в 1921 году в Бруклине в еврейской семье эмигрантов из Гомеля (Российская империя) Ашера Хенкина и Розы Голдберг. Так как в это время газета «The New York Times» опубликовала серию статей о теории относительности Альберта Эйнштейна, то отец, веря в большое будущее сына, дал ему второе имя «Альберт». Леон Хенкин окончил Колумбийский колледж при Колумбийском университете, в 1941 году получив степень бакалавра, а в 1942 — магистра. Во время Второй мировой войны участвовал в Манхэттенском проекте.

После войны учился в Принстонском университете, где под руководством Алонзо Чёрча в 1947 году получил степень Ph.D. После этого он ещё два года пробыл аспирантом в Принстоне, в 1949 году переехал на запад и стал работать на математическом факультете университета Южной Калифорнии, а с 1953 года стал профессором математики в Калифорнийском университете в Беркли. В Беркли его приглашали и ранее, но предыдущее приглашение он отклонил, так как тогда поступление на работу в университет требовало принесение клятвы верности, которая в 1953 году была признана неконституционной. В 1958 году он стал полным профессором Калифорнийского университета в Беркли.

В 1959—1960 годах был первым главой созданной в Беркли междисциплинарной Группы по логике и методологии науки (Group in Logic and the Methodology of Science). В 1960-х годах он обратил внимание на то, что многие девушки и представители различных национальных меньшинств даже будучи талантливыми в области математики не выбирают впоследствии в колледжах карьеру, связанную с математикой, и его деятельность привела к созданию в 1964 году в Беркли Специального комитета по образованию (Special Scholarships Committee), состоящего из нобелевских лауреатов и чиновников высокого ранга от образования. Комитет изучил проблему и разработал специальную программу поддержки талантливых студентов, которая два года спустя послужила моделью для аналогичной программы федерального уровня, а также впоследствии для сотен аналогичных университетских программ по всем Соединённым Штатам. Хенкин возглавлял Специальный комитет по образованию в течение сорока лет.