Гетц, Стэн


Стэн Гетц (англ. Stan Getz, первоначально Стенли Гаецкий; 2 февраля 1927, Филадельфия — 6 июня 1991, Малибу, Калифорния) — американский джазовый музыкант (теноровый саксофон), прозванный «The Sound» («Звук») за то, что извлекал из своего инструмента красивейшие звуки.

Стенли Гаецкий родился в 1927 году в Филадельфии в еврейской семье. Родители его отца — закройщик Херш (Хэррис) Гаецкий (1877—1960) и ткачиха Беки (Ребекка) Котлеревская (1883—1917) — эмигрировали соответственно из Житомира и Одессы в лондонский Уайтчепел[3][4], где в 1903 году заключили брак[5][6] и открыли галантерейный магазин «Harris Tailor Shop» на 52 Оксфорд-стрит, а в 1913 году они с тремя сыновьями переехали в США и осели в Филадельфии. Отец музыканта Александр «Ал» Гаецкий (1904—1971)[7] родился в Майл Энде (лондонский Ист-Энд), а мать — Голди Ямпольская (1907—1961)[8] — в Филадельфии. Вскоре после рождения старшего сына семья переехала в Бронкс[9].

В период обучения в школе освоил игру на контрабасе и виолончели, выступал в оркестре учащихся младших классов, а с 12-ти лет начал играть на саксофоне. Позже был принят в городской оркестр, в котором играли лучшие местные музыканты. В 1943 убежал из дома и примкнул к гастролирующему по США диксиленд-бэнду Джека Тигардена. В 1944 стал членом оркестра Стэна Кентона, участвовал с ним в музыкальных радиопрограммах. Женился на певице Беверли Берн, выступал вместе с ней в оркестре Рэнди Брукса. Руководил в Голливуде собственным трио в местном свинг-клубе.

В 1949 году Стэн организовал собственный квартет и в марте 1951 гастролировал с ним в Швеции. По возвращении в США в течение 2-х лет руководил секстетом (с тромбонистом Бобом Брукмейером). В 1956-57 гг. предпринял ряд турне с музыкантами «филармонического джаза» (JATP), выступал с ними на джазовых фестивалях в Каннах (Франция) и Нокке (Бельгия), где имел огромный успех. В конце 1958 поселился в Копенгагене, где проживал в течение трех лет, эпизодически выезжая с концертами в различные страны Европы.

Затем в феврале 1962 Гетц возвестил о наступлении эры босса нова в совместной записи «Jazz Samba» с Чарли Бёрдом. Их исполнение «Desafinado» стало настоящим хитом. В течение следующего года Гетц сделал несколько изумительных проектов в стиле боса нова с оркестром Гари Макфарленда, Луисом Бонфа и Лауриндо Алмейда, но альбом Getz/Gilberto (в сотрудничестве с Антонио Карлосом Жобимом и Аструд Жилберту) стал настоящим бестселлером благодаря композиции «The Girl from Ipanema».