Бестселлер


Бестсе́ллер (от англ. bestseller — «продаваемый лучше всех») или хо́довая кни́га[1] — популярная книга или другое тиражируемое издание (например, музыкальный альбом или компьютерная игра), попавшее в список наиболее продаваемых. Термин «бестселлер» не определяет какого-то конкретного уровня продаж или литературного качества произведения, он просто говорит о большой популярности, как, например, термин «блокбастер», используемый в индустрии кино, или термин «хит», употребляющийся для описания очень популярного музыкального произведения.

Термину «бестселлер» не так много лет — впервые он был употреблён в 1889 году. Но феномен, когда книга, будучи опубликованной, сразу же приобретала большую популярность, был известен и ранее, с того времени, как появились печатные книги. Для ранних книг, у которых тираж был небольшой, их успех лучше всего оценивать по количеству переизданий. В те времена система авторского права находилась в зачаточном состоянии, и если и работала, то очень медленно. Это приводило к тому, что разные издательства могли выпустить одно и то же произведение, что, соответственно, увеличивало количество изданий.

В ранние годы книгопечатания почти все популярные книги были религиозными. Поскольку цена книги тогда зависела в большой степени от её объёма, то для того чтобы стать популярной, книга, как правило, должна была быть небольшой. В то же время, например, Библия из-за своего объёма оставалась весьма дорогой книгой вплоть до XIX столетия, и поэтому не так много её экземпляров было напечатано.

Среди бестселлеров XVIII века — «Приключения Телемака» Фенелона, «Новая Элоиза» Руссо, «Манон Леско» Прево[2].

На протяжении XIX века список наиболее популярных у читателей книг подвергался значительным изменениям. Так, во Франции в начале столетия бестселлерами являлись книги Шатобриана «Атала» (1801) и «Гений христианства» (1802), затем на первое место вышел Вальтер Скотт, а после 1830 года в списке наиболее популярных книг прочно утвердились видные представители массовой литературы Поль де Кок и Эжен Сю. После 1870 года лидером по количеству опубликованных экземпляров становится Жюль Верн[3]. Интересно, что «Басни» Лафонтена и «Приключения Телемака» продолжали оставаться в списке французских бестселлеров и после выхода в свет «Вечного Жида» и «Парижских тайн» Эжена Сю. Это подтверждает тезис современных отечественных исследователей:

Бестселлер не обязательно относится к массовой литературе. Он может быть, например, академическим или интеллектуальным, то есть отлично покупаемым только в определённом социальном слое[4].