Гешвенд, Фёдор Романович


Фёдор Романович Гешвенд (1838, Гельсингфорс — 1890, Киев) — российский инженер шведского происхождения, архитектор, один из первых создателей технических проектов реактивных двигателей[1][2][3]. Брат архитектора А. Р. Гешвенда.

Родился 2 октября 1838 года в Гельсингфорсе. В 1846 году вместе с родителями переехал в Петербург, где в 1848 году поступил в училище при лютеранской церкви Святой Анны. В 1852 году поступил в Петербургское строительное училище. После выпуска в 1858 году был назначен архитекторским помощником в Киевскую строительную и дорожную комиссию[4].

Занимал должность старшего архитектора киевского губернского правления (до 1863 года), гражданского инженера при киевской палате государственных имуществ (по 1868 год). В 1866 году удостоен звания инженер-архитектора[4]. В 1870-х был назначен строителем зданий богадельни и больницы для душевнобольных при Киево-Кирилловских богоугодных заведениях. Вскоре после этого определён на должность архитектора при киевском военно-окружном инженерном управлении. Впоследствии был назначен киевским губернским инженером[5].

В 1886 году опубликовал книгу «Общее основание проекта применения реактивной работы пара к железнодорожным паровозам»[2] в которой предложил применять реактивный движитель для железнодорожного транспорта[1]. В 1887 году в своей книге «Общее устройство воздухоплавательного парохода» им было дано описание проекта реактивного самолёта («паролёта»)[1] и многосоплового реактивного двигателя[2]. В дальнейшем изобретение этого двигателя было приписано французскому конструктору Мело, который опубликовал свой проект в 1920 году[3].

Устройство "Паролет", которое описал Ф.Р. Гешвед, по существу это реактивный пассажирский самолет. Материал конструкции стальные трубы и листовой цинк и латунь.Конструктивно представлял из себя биплан-бесхвостку с крыльями эллиптической формы малого удлинения. Размах крыльев - 3 м. Общая площадь крыльев 32,5 кв.м. Каркас крыла металлический обшивка полотняная.

Фюзеляж длиной 9 метров конусообразной формы с застекленной кабиной для двух-трех пассажиров[6]. В передней части кабины размещен трубчатый паровой котел и место пилота - "машиниста".