Церковь Святой Анны (Санкт-Петербург)


Це́рковь Свято́й А́нны (нем. Annenkirche — Анненкирхе) — лютеранский храм в центре Санкт-Петербурга с действующим приходом Церкви Ингрии.

Первая деревянная лютеранская церковь Санкт-Петербурга была построена в 1704 (по другим данным в 1705) году на территории Петропавловской крепости первым обер-комендантом Петербурга Романом Брюсом. Эта церковь уже тогда носила имя святой Анны и была с колокольней[2]. Позже (по одним данным[3] — в 1710 году, по другим[4] — после смерти Брюса, то есть после 1720 года) перенесена к Мытному двору на Городовой остров в район Сытного рынка[5].

Собрания лютеран в режиме домовой церкви проводились на Литейном дворе с 1711 года, а местом молитв временами становился зал Горной коллегии. Пастором этих собраний был Иоганн Шатнер[6]. Помимо немцев здесь с 1715 года молились пленные шведы. В 1720 году заложено, а в 1722 году освящено[7] здание отдельной церкви на Литейном дворе, которое, впрочем, носило имя святого Петра. Впоследствии Кирхой святого Петра стали называть заложенную в 1728 году на Невском проспекте лютеранскую церковь.

В 1740 году старую церковь сменила новая мазанковая, гораздо более просторная, которая и стала называться с 16 октября церковью святой Анны. Деньги на постройку выделила императрица Анна Иоанновна, архитектурный проект разработал Пётр Еропкин. Здание было заложено 3 мая 1735 года, а закончилось строительство спустя целых пять лет. Храм был торжественно освящен 26 октября 1740 года почти четыре месяца спустя после казни Еропкина. Пастором церкви продолжал быть Иоганн Шатнер. Фасад храма был украшен пилястрами, небольшую колокольню венчал шпиль. 3 января 1736 года при церкви было открыто немецкое училище, называвшееся «Училище Святой Анны», или Анненшуле (нем. Annenschule).

В царствование императрицы Екатерины II 20 июля 1775 года был заложен новый каменный храм по проекту архитектора Юрия Фельтена. Освящение церкви состоялось 24 октября 1779 года.

Церковь Святой Анны находилась на открытом месте, была обращена сразу к двум улицам и Фельтен создал ей два почти равнозначных торцевых фасада. Выходящий на Фурштатскую улицу северный фасад решён в виде полукруглой ротонды с колоннами ионического ордера, увенчанной небольшим куполом на шестигранном барабане. Выходящий на Кирочную южный фасад представляет собой пилястровый портик и тоже пышно украшен. Ионические колонны оформляют и интерьер церкви — они поддерживают просторные хоры и разделяют основной молитвенный зал на три нефа. Новая церковь вмещала около полутора тысяч человек.