Гидромуфта


Гидромуфта (тж: гидродинамическая муфта) — муфта для передачи вращения от ведущего вала и насосного колеса к ведомому турбинному колесу через трансмиссионное масло.

Отличием гидромуфты от любых прочих видов муфт является то, что в гидромуфте отсутствует жёсткая кинематическая связь между ведущим и ведомым валами.

В отличие от гидротрансформаторов у муфт нет «реактора», неподвижного колеса с лопатками для изменения направление потока масла и, соответственно, нет возможности изменить величину крутящего момента, гидромуфты не регулируют крутящий момент.[1] Но есть гидромуфты с подвижными черпаковыми трубами, за счет которых регулируется количество масла в муфте, за счёт чего момент и скорость вращения можно регулировать. Такие гидромуфты применяются для привода электрических питательных насосов на тепловых электростанциях.

Колесо, соединённое с ведущим валом, называется насосным колесом, а колесо, соединённое с ведомым валом, называется турбинным колесом. Фактически насосное колесо представляет собой лопастной насос, а турбинное — лопастной гидравлический двигатель. Оба эти колеса находятся в одном герметичном корпусе и максимально сближены друг с другом (но не соприкасаются), и жидкость при вращении насосного колеса попадает непосредственно на турбинное колесо, сообщая последнему вращающий момент. В отличие от гидротрансформатора, моменты на насосном и турбинном колёсах всегда практически одинаковы.

Коэффициентом трансформации гидромуфты называют отношение угловой скорости ведомого вала к угловой скорости ведущего вала: