Гидрографические суда типа «Камчадал»


Гидрографические суда типа «Камчадал» — серия судов специальной постройки для нужд гидрографической службы Тихоокеанского флота по заказу ВМФ СССР.

Войдя в состав Гидрографической экспедиции Тихого океана, к 1941 году судами был выполнен большой систематический объём работ вдоль Татарского пролива, восточного побережья Сахалина и Приморья, западного и восточного побережья Камчатки, в Сахалинском заливе и Тауйской губе. С началом Советско-японской войны суда приняли в ней активное участие[1].

Гидрографические суда служат для: навигационно-гидрографического обеспечения; лоцмейстерских работ; промера дна в прибрежных районах морей; гидрографического измерения; постановки, снятия, контроля, обслуживания или ремонта навигационных морских буев, береговых или плавучих средств навигационного оборудования; перевозки на необорудованное побережье гидрографических партий и различных грузов для обеспечения береговых работ гидрографических подразделений.

К началу 1930-х годов гидрография восточных границ СССР нуждалась в более подробном изучении и обследовании, в частности таких районов, как побережье Камчатки и юг Приморского края, поэтому к 1934 году была принята программа строительства гидрографических судов для нужд Дальнего Востока. Также Гидрографическим управлением был сформирован Камчатский геодезический отряд и начаты систематические работы по гидрографическому обследованию, основанные на триангуляции 2-го класса, проложенной на значительной части побережья.

В программу строительства были включены и гидрографические суда «Камчадал», «Партизан», «Полярный», специально предназначенные для выполнения лоцмейстерских и гидрографических работ на Тихоокеанском побережье. Их разработкой занималось конструкторское бюро «Судопроект». Руководил проектом и являлся главным конструктором Л. М. Ногид[2]. Основой для проекта, как и для проекта гидрографических судов типа «Океан», стал ледокольный пароход «Георгий Седов». Но в отличие от типа «Океан», суда типа «Камчадал» были построены с уменьшенными размерениями корпуса. Новый проект получил в КБ условное наименование «Челюскин»[1].

Суда типа «Камчадал» — одновинтовые ледокольного типа с полубаком, наклонным форштевнем, крейсерской кормой и средней надстройкой[2][3]. Эти суда имели усиленный корпус с ледокольными образованиями, которые обеспечивали безопасное плавание в осенне-зимний период[4].