Гиллиган, Кэрол


Кэрол Ги́ллиган (англ. Carol Gilligan, род. 28 ноября 1936[1][2], Нью-Йорк, Нью-Йорк[2]) — американский психолог, социолог, феминистка, основоположница «этики заботы».

Гиллиган родилась в семье еврейского юриста Вилльяма Фридмана и школьной учительницы Мэйбл Каминес в Нью-Йорке. Получила степень бакалавра по английской литературе в Суортмор-колледж (1958 г.), степень магистра по клинической психологии в Рэдклифф-колледже (1961 г.) и защитила докторскую диссертацию («Responses to Temptation: An Analysis of Motives») в Гарвардском университете (1964 г.)[4]. Преподавала в Чикагском, Гарвардском университете, где получила звание «ассистента-профессора» в 1971 году. В 1986 году была назначена профессором. В 2002 преподавала на кафедре гуманитарных наук и прикладной психологии в Нью-Йоркском университете. В 2003—2009 годах — приглашённый профессор Кэмбриджского университета.

Замужем за Джеймсом Гиллиганом, руководителем Исследовательского центра по вопросам насилия Гарвардской медицинской школы[5].

Главным произведением Гиллиган признана книга «Иным голосом. Психологическая теория и развитие женщин» (англ. In a Different Voice), изданная в 1982 году. В основе исследования лежит спор Гиллиган с теорией морального развития Лоренца Кольберга. Согласно его теории девочки в своем моральном развитии уступают мальчикам. Если девочки остаются на конвенциональной ступени моральных рассуждений (следование моральным принципам, принятым в ближайшем окружении), то мальчики достигают постконвенциональной (руководство собственными моральными суждениями). Гиллиган не соглашается с тезисом о неполноценности женской морали, поскольку она всегда оценивалась с точки зрения «мужской» морали.

Причина различий между двумя видами морали лежит, по мнению Гиллиган, в особенностях гендерного развития и взросления. К 3 годам, когда дети начинают осознавать свою половую принадлежность, мальчики противопоставляют себя матери. Их взросление связано с возрастанием внутренней автономии. Именно поэтому ключевая моральная проблема мужчин — защита фундаментальных прав на самоопределение, решается в дальнейшем на языке права, абстрактной справедливости.

В это время девочки не противопоставляют, а отождествляют себя с фигурой матери. Таким образом, фундаментальная проблема сохранения взаимосвязи между людьми решается женщинами на языке заботы и любви. В женской этике на место абстрактным требованиям справедливости приходят «нюансы ситуаций, порождающих моральные проблемы, и уникальность людей, вовлеченных в них»[6].