Гинзберг, Аллен


И́рвин А́ллен Ги́нзберг (англ. Irwin Allen Ginsberg; /ˈɡɪnzbɜːrɡ/; 3 июня 1926, Ньюарк, Нью-Джерси, США — 5 апреля 1997, Нью-Йорк, США) — американский журналист и поэт второй половины XX века, основатель битничества и ключевой представитель бит-поколения[2][3] наряду с Д. Керуаком и У. Берроузом. Автор знаменитой поэмы «Вопль» (англ. Howl, 1956). Принимал участие в работе над романом Уильяма С. Берроуза «Джанки». Оказал значительное влияние на контркультуру 1960-х годов.

Ирвин Аллен Гинзберг родился 3 июня 1926 года в городе Ньюарк (штат Нью-Джерси, США) в еврейской семье[4] поэта и преподавателя филологии Луиса Гинзберга, родом из Львова, и школьной учительницы Наоми Леви Гинзберг[5].

Если его отец был правоверным иудеем и консервативным либералом, то мать — марксисткой[6], активисткой Коммунистической партии США, чья боязнь политических преследований усугубила её душевную болезнь. Она, например, утверждала, что президент США внедрил в их дом подслушивающие устройства и что её свекровь пыталась убить её[7][8]. В поэме «Америка[en]» (1956) поэт вспоминает, как в семилетнем возрасте мать брала его на собрания ячейки компартии («Америка, ребёнком я был коммунистом, и я не жалею об этом …»). Именно под её влиянием Аллен начал изучать экономику, надеясь помочь трудящимся.

Гинзберг, застенчивый и проблемный подросток, провёл детство в городке Патерсон[9], штат Нью-Джерси, рано осознав свою гомосексуальную идентичность.

Будучи подростком, Гинзберг начал писать письма в The New York Times о политических проблемах, Второй мировой войне и правах трудящихся[10].

В старших классах познакомился с поэзией таких авторов, как Уолт Уитмен[11], Уильям Блейк, Гийом Аполлинер, Томас Стернз Элиот, Эзра Паунд, но, несмотря на интерес к поэзии, по настоянию отца начал готовить себя к юридической карьере. В 1943 году он поступил в Колумбийский университет на факультет права[6]. В университете Гинзберг учился в одной группе с Люсьеном Карром, который ввёл его в богемную среду альма-матер, познакомив с другими будущими битниками — Уильямом Берроузом и Джеком Керуаком. Керуак говорил Аллену: «Ты же никогда не работал ни на фабрике, ни на заводе, что ты можешь знать о труде?». Под его влиянием Гинзберг оставил изучение юриспруденции и перевёлся на факультет литературоведения.


Аллен Гинзберг и Боб Дилан, 1975 год.