Гиты


Гита (санскр. गीता, IAST: gītā — «песнь» от IAST:  — «петь») — санскритский термин, используемый по отношению к группе индуистских текстов, написанных в определённом литературном жанре. Классическая «Гита» представляет собою беседу между божеством и учеником (или учениками — также нередко божественными), в ходе которой ученик задаёт вопросы и получает божественное откровение и наставление[1]. Часто включает в себя:

Старейшим текстом этого жанра принято считать Бхагавадгиту — она датируется приблизительно IXII веками до н. э.[2] Рассвет же этого жанра пришёлся на V - XII века н. э.[3] В этот период были написаны многие крупные гиты — Девигита, Шивагита, Уддхавагита, Ганешагита и другие тексты, входящие в состав Пуран и Махабхараты.

Достаточно большой проблемой является классификация гит по тем или иным деноминациям. Ряд гит просто не могут быть четко отнесены к конкретной ветви Санатана-дхармы. Например, распространенной ошибкой является мнение, что такое писание, как Бхагавадгита имеет сугубо конфессиональную принадлежность и относится исключительно к традиции вайшнавизма[1]. В действительности это не так. Бхагавадгита по своей философской составляющей является безусловным писанием Брахмавидьи.

Недаром важнейший авторитет индуизма раннего средневековья Ади Шанкарачарья написал свою бхашью именно на этот текст (Бхагавадгиту). Бхагавадгита равно ценима большинством школ индуизма. В частности, Шри Кришна, наставляя своего ученика - воина Арджуну, говорит как Бхагаван, персонифицированный Брахман (Абсолют), находящийся над конфессиональными делениями, связанными с теми или иными персонификации Абсолюта. По этой причине, Бхагавадгита одинаково подходит любой школе индуизма, будь то шайва, вайшнава или шакта. Наличие многочисленных переводов на индийские языки (впоследствии - и на европейские), содержащих узкоконфессиональные трактовки в рамках тех или иных школ индуизма, для многих сделали невозможным адекватное восприятие данного текста.

Известно более пятидесяти текстов, имеющих в своем названии слово "гита". По большей части, гиты выделены в текстах пуран и итихас (являются их частями), но существуют и в виде самостоятельных произведений (таких как Аштавакрагита или Авадхутагита). Некоторые гиты являются синкретическими сборниками, подобно Пандавагите. Другие же носят более аутентичный характер и вышли из-под пера одного автора.

Общее число писаний, выделенных в категорию «гита», достаточно велико. Если считать "узкошкольные" тексты и тексты, написанные современными учителями, то их количество, скорее всего, будет приближаться к сотне.