Главное управление Северного морского пути


Главное управление Северного морского пути (Главсевморпуть, ГУСМП) — государственная организация, созданная в 1932 году для народно-хозяйственного освоения Арктики и обеспечения судоходства по Северному морскому пути.

До 1946 года — Главное управление при Совнаркоме СССР, с 1946 по 1953 год — Главное управление при Совете Министров СССР, с 1953 по 1964 год — Главное управление при Министерстве морского транспорта СССР. Ликвидировано в 1964 году, а в 1970 году была образована Администрация Северного морского пути при Министерстве морского флота СССР, ставшая преемницей ГУСМП[1]. Вновь образована Администрация Северного морского пути была в марте 2013 года. До августа 2022 года — при Федеральном агентстве морского и речного транспорта. С 1 августа 2022 года - в структуре госкорпорации «Росатом».

Первой организацией, созданной для изучения возможностей морских перевозок в Арктике и их дальнейшего практического использования, стал Комитет Северного морского пути, образованный 23 апреля 1919 года постановлением Совета Министров Российского правительства Верховного правителя адмирала А. В. Колчака[2]. Председателем КСМП был назначен сибирский золотопромышленник и полярный исследователь С. В. Востротин. Главной задачей Комитета было создание устойчивой морской связи Сибири с западноевропейскими портами по Северному Ледовитому океану для развития внешней торговли.

В 1920 году постановлением Сибирского Революционного Комитета белый КСМП был преобразован в советский «Комсеверпуть». 15 июня 1928 года этот орган был преобразован в Северо-Сибирское государственное акционерное общество «Комсеверпуть» и передан Наркомату внешней и внутренней торговли СССР, а с марта 1932 года стал Всесоюзным экспортно-импортным и транспортно-промышленным объединением.

Летом—осенью 1932 года экспедиция под руководством О. Ю. Шмидта на ледоколе «Сибиряков» впервые прошла Северным морским путём из Архангельска до Берингова пролива за одну навигацию. По результатам этой экспедиции высшему руководству страны был подготовлен доклад о возможности использования северного морского маршрута для развития промышленности и инфраструктуры севера СССР. Для этой цели было предложено создать единую организацию, которая занималась бы не только развитием транспортной системы, но и промышленностью, северными промыслами, строительством портовых сооружений, организацией постоянно действующих радио- и гидрометеорологических станций, созданием больниц и школ для местного населения[3].