Глаголев, Александр Александрович


Алекса́ндр Алекса́ндрович Глаго́лев (1872, Тульская губерния — 1937, Киев) — протоиерей, священнослужитель Русской православной церкви, богослов. Друг и соратник протоиерея Михаила Едлинского[1].

Родился 14 февраля 1872 года в селе Покровское Тульской губернии в семье священника, происходившего из потомственных дворян Тульской губернии — согласно записи о военной службе. Окончил Тульскую духовную семинарию (1894) и Киевскую духовную академию (1898) со степенью кандидата богословия. В 1898—1899 гг. — профессорский стипендиат Киевской духовной академии. За работу «Ветхозаветное Библейское учение об Ангелах» с 1900 года — магистр богословия. В отзыве профессора А. А. Олесницкого говорилось, что магистерская диссертация Глаголева

представляет собой труд, отличающийся богатством содержания, тщательностью и глубиною исследования всех пунктов ветхозаветной ангеологии, основательным знакомством с библиологическою литературою… и может считаться действительным вкладом в нашу богословскую литературу, не имевшую доселе ни одного серьёзного исследования по ангеологии.

Глаголев в своей диссертации дал очерк истории ангелологии, а также проанализировал все наименования ангелов в Писании в связи с происхождением терминов сыны Божии, серафимы, херувимы и проч. В работе Глаголева содержится и история библейской демонологии. Автор не мог воспользоваться данными по истории религий Древнего Востока, которырыми располагает современная наука, но высказал ряд ценных соображений, подчас предвосхитив выводы современной библеистики. Раскрытие темы у Глаголева неотделимо от критики спорных гипотез, которые высказывались западными учеными.

С 1899 года — и. д. доцента Киевской духовной академии по кафедре древнееврейского языка и библейской археологии. С 1900 года — доцент Киевской духовной академии. С 1906 года — экстраординарный профессор Киевской духовной академии (с 1910 — по 2-й кафедре Священного Писания Ветхого Завета). Пользовался авторитетом среди коллег, которые избрали его в сентябре 1907 года ректором академии на первых выборах ректора (ранее ректоры назначались, однако в 1906 году правом их избрания были наделены советы академий). Однако Святейший Синод не утвердил этого решения совета академии, утверждая, что возглавлять академию должен представитель монашествующего духовенства.

Знал 18 древних и новых языков (в конце жизни, будучи уже пожилым человеком, изучал итальянский язык). Входил в состав Комиссии по научному изданию славянской Библии, участвовал в издании Православной богословской энциклопедии, публиковал статьи в церковных журналах. Один из авторов комментариев к «Толковой Библии», выходившей под редакцией А. П. Лопухина и его преемников — для этого издания написал комментарии на 3-ю и 4-ю книги Царств, книги Товита, Притчей, Песни Песней, пророков Наума, Аввакума, Софонии, Аггея и на Соборные Послания.