Глазырин, Константин Андреевич


Константин Андреевич Глазырин (1790—1848) — российский кораблестроитель XIX века, полковник Корпуса корабельных инженеров.

Глазырин Константин Андреевич родился в 1790 году. В 1799 году был принят в Санкт-Петербургское адмиралтейство корабельным учеником 2-го класса. Работал на верфях Кронштадта и Петербурга.

В 1820 году в Санкт-Петербургском Главном адмиралтействе заложил и 7 мая 1821 года спустил на воду 14-пушечный бриг «Рига»[1].

В 1828—1833 годах штабс-капитан К. А. Глазырин на Главной Адмиралтейской верфи построил 44-пушечные парусные фрегаты типа «Спешный»: «Елисавета» (заложен 15 января 1828, спущен на воду 18 августа 1828 года)[2], «Принц Оранский» (заложен 18 октября 1828, спущен на воду 13 июля 1829 года; в 1841 году переименован в «Король Нидерландский»), «Юнона» и «Помона» (заложены 12 октября 1829, спущены на воду в июне 1830 года)[3], 20-пушечный бриг «Патрокл» (типа «Диомид») (заложен 28 декабря 1830, спущен 14 августа 1831 года[4].

Кроме постройки парусных судов К. А. Глазырин разрабатывал чертежи пароходов, на которых устанавливались паровые машины М. Кларка[5].

1 (13) февраля 1830 года начал постройку требаки «Нарова» (спущена 31 июля (12 августа1830 года), для строительства которой впервые были привлечены учреждённые на «Новой Голландии» крепостные арестантские роты, сформированные частично из представителей арестантских рот инженерного ведомства и заключённых «гражданских тюрем и острогов» Санкт-Петербургской, Новгородской, Тверской, Псковской, Эстляндской и Олонецкой губерний, имеющих навыки плотницкой, кузнечной, малярной, фонарной, котельной, брантспойтной и конопатной работ[6][7][8]. В том же 1830 году начал конструкторскую деятельность в области пароходостроения. В ноябре 1830 года, по контракту правительства с купцом Громовым о постройке судна для перевозки гранитной заготовки для Александровской колоны (масса свыше 500 тонн, длина около 26 метров), корабельный инженер Глазырин приступил к строительству специального бота «Святой Николай». Строительство велось на верфи у Смольного монастыря. 6 июня 1831 год бот был спущен на воду и с 20 октября по 9 ноября 1831 года успешно доставил из Финляндии сначала в Кронштадт, а затем в Петербург величественный камень[9][10].