Бриг


Бриг (англ. brig) — двухмачтовое судно[1], имеющее от 6 до 24 орудий[2], с прямым парусным вооружением фок-мачты и грот-мачты, но с одним косым гафельным парусом на гроте — грота-гаф-триселем. В литературе, особенно художественной, авторы нередко называют этот парус контр-бизанью, но следует помнить, что у судна с парусным вооружением брига нет бизань-мачты, а значит, нет и принадлежностей этой мачты, хотя функциональная нагрузка грота-гаф-триселя брига точно такая же, как и контр-бизани корабля.

Термин "бриг" имеет английское происхождение от глагола to abridge -"укорачивать". Как правило, бриги это корабли с коротким корпусом, вследствие чего, на них устанавливается только 2 мачты.

В эпоху парусного флота бриги служили в основном «на посылках», для конвоирования купеческих судов, для дозорной и разведывательной службы[3].

Наиболее известным бригом русского флота был «Меркурий», который в 1828 году в ходе русско-турецкой войны был вынужден вступить в бой с двумя турецкими линейными кораблями, из которого вышел победителем, нанеся серьёзные повреждения противнику[4].

Примеры современных бригов — немецкий «Руаль Амудсен»[de], построенный в 1952 году (участник международной учебной регаты), и британский «Роялист», спущенный на воду в 2014 году.

Свою историю бриг (сокращенное от бригантина) ведет от средиземноморских бригантин (brigandin) — полугалер (10, 12 или 15 банок), которые представляли собой быстроходные парусно-гребные военные суда, построенных на верфях Лигурии. Они несли две мачты с латинским вооружением. В дальнейшем термин трансформировался в итал. brigantino, порт. bargantim, исп. bergantin, каталон. berganti, фр. brigantin, турецк. pergende. Происходит от итал. briga — наёмного пехотинца, от него же происходит название доспеха — бригантины. Позже на него распространился термин разбойник, пират.