Глаз (фильм, 2002)


Глаз (кит. 見鬼, англ. The Eye) — мистический триллер с элементами драмы 2002 года режиссёров братьев Пан. Премьера состоялась 9 мая 2002 года. В 2008 году вышел одноимённый ремейк фильма.

Девушка Мун ослепла в раннем детстве и с тех пор не видела дневного света. Но благодаря достижениям науки и технологии ей пересадили чужие роговицы. Теперь предстоит пройти длительный, но необходимый процесс адаптации к миру, к его образам и краскам. В этом призван помочь лечащий врач доктор Ва, который понемногу сближается с Мун и начинает испытывать к ней не только профессиональные чувства. Но вскоре Мун начинают преследовать странные галлюцинации, которые впоследствии оказываются реальными видениями. Новое зрение позволяет ей видеть души умерших, а также просматривать события, которые должны произойти в недалёком будущем. А сами глаза были получены от покончившей жизнь самоубийством девушки, жившей в далёкой деревне, где жители называли её колдуньей.

Metacritic выставил 66 баллов из 100 на основании 26 рецензий[1]. На Rotten Tomatoes рейтинг составляет 64% с учётом 103 критических обзоров[2].

По мнению Сергея Кудрявцева, в некоторых сценах фильм действительно заставляет зрителя испытать страх[3]. Картина поднимает вопрос существования иных реальностей, невидимых простым взглядом. Финал типичен для азиатских фильмов, где повышенная сентиментальность сопряжена с горечью физической утраты.

Станислав Зельвенский на сайте журнала «Афиша» подчеркнул: фильм эффектно снят в плане звука, монтажа, смелых ракурсов и отталкивается от физического порока — проблемы со зрением дают режиссёру больше возможностей для игры, чем сложности вербальной коммуникации. Первая треть — самая приятная. Реальность, вдруг обретённая Мун, — неправильная, искажённая, смазанная, с ускользающей от понимания червоточиной. Потом хоррор постепенно становится триллером. Многие смотрели «Шестое чувство»[4][5], «Привидение» и «Пророчество человека-мотылька». В сценарии припасены пара изобретательных поворотов и несколько по-настоящему жутких сцен. Восточные хорроры хороши не спецэффектами: в них главное — умолчания, паузы, что западному человеку не понять. У братьев Пан всё слишком рационально. Они работают чисто механически. «Глаз» — это не «Звонок». Ему не понадобится переводчик[6].