Гогоберидзе, Нуца


Нина (Нуца) Варфоломеевна Гогоберидзе (груз. ნინო (ნუცა) ღოღობერიძე, урождённая Хуцишвили, ხუციშვილი; 3 октября 1902, Тифлис[1] или 25 октября 1902, Кахи, Российская империя31 октября 1966) — грузинский кинорежиссёр и сценарист, первая женщина-кинорежиссёр Грузии[2], одна из первых женщин-кинорежиссёров СССР[3]. Основательница единственной грузинской женской творческой династии, в которой три поколения кинорежиссёров[4][⇨].

Родилась 3 октября 1902 года в Тифлисе (Тбилиси)[1]. По другой версии родилась 25 октября в селе Кахи в Саингило (ныне город Гах в Азербайджане)[5].

Её отец был учителем и дал высшее образование всем шести дочерям[5]. Окончила Тбилисскую гимназию. В 1925 году окончила философский факультет Тбилисского университета[1]. Затем училась на философском факультете Йенского университета (1923—1925)[5].

По возвращении в Грузию познакомилась с партийным деятелем Леваном Гогоберидзе, за которого вышла замуж, несмотря на противодействие семьи[5].

Устроилась на работу в Госкинпром Грузии в Тбилиси. В 1928 году, в возрасте 25 лет стала первой женщиной-кинорежиссёром Грузии[2], поставив с Михаилом Калатозишвили (Калатозовым) хроникально-документальный фильм «Их царство»[1] (მათი სამეპო, «18 — 28»)[6] с использованием кинохроники меньшевистской Грузинской демократической республики[5] («их царства») 1918—1920 годов[7]. Фильм считается одним из лучших среди документально-хроникальных фильмов и киноочерков, выпущенных в первые годы существования Госкинпрома Грузии[8]. В заметке «Картина-кинохроника» во втором номере журнала грузинских футуристов «Мемарцхенеоба», вышедшем в августе 1928 года, М. Калатозишвили и Н. Гогоберидзе пишут о своих методах монтажа архивной кинохроники со снятыми кадрами[9][10]:

Составленная нами хроника представляет собой противопоставление деятельности меньшевистского правительства и советской действительности. Материалы, в большинстве своем из меньшевистской эпохи, мы получили из архива лент Госкинпрома, где были хроникальные ленты меньшевистского времени. Советскую же эпоху мы снимали сами, составив таким образом картину. Здесь необходимо отметить способ оформления, которым мы руководствовались во время монтажа картины. Это применение пародизма на том материале, который был отснят до нас.