Голант, Евгений Яковлевич


Евге́ний Я́ковлевич Го́лант (29 мая (10 июня1888, Бобруйск, — 25 апреля 1971, Ленинград) — российский и советский педагог, профессор (1938). Принимал активное участие в ликвидации неграмотности в СССР.

Евгений Яковлевич Голант родился в Бобруйске в небогатой еврейской семье мыловара. Родной брат Раисы Голант. В 1911 году окончил историко-филологический и юридический факультеты Петербургского университета. После окончания обучения Е. Я. Голант с 1912 по 1918 гг. преподавал в частной еврейской гимназии Петербурга[1].

В 1918 году принял активное участие в ликвидации неграмотности. Начало активной работы Е. Я. Голанта осуществлялось под руководством Н. К. Крупской. Он участвовал в совещаниях, нередко с её участием, выступал с методическими предложениями, закладывая совместно с М. Я. Басовым, основы экспериментального изучения методов обучения взрослых[2].

С 1921 по 1930 гг. Е. Я. Голант работал в Институте внешкольного образования, с 1925 по 1938 гг. в Институте педагогики, а с 1928 года вплоть до смерти — в ЛГПИ имени А. И. Герцена, где трудился сначала в качестве доцента, а затем профессора кафедры педагогики. С 1930 по 1947 гг. был также заведующим кафедрой[1].

Е. Я. Голант создавал буквари, в которых сочетал метод целых слов (практиковавшийся в яснополянской школе Льва Толстого) и аналитико-синтетический метод освоения грамоты, а также книги для чтения. К работе над ними он подошёл не только как филолог, но и как историк, обстоятельно познакомившись с историей создания букварей и книг для чтения в России[3].

Его «Букварь для рабочих» и «Букварь для крестьян» были тогда столь актуальны, что выдержали 12 изданий. То же самое можно сказать о пяти подготовленных им книгах для чтения (хрестоматиях), издававшихся шесть раз.