Голомб, Элияху


Элияху Голомб (2 марта 1893[1], Волковыск, Литовское генерал-губернаторство — 11 июня 1945[1], Тель-Авив) — сионистский деятель, один из политических и военных лидеров еврейского ишува в Палестине. Голомб стоял у истоков создания отрядов еврейской самообороны в Палестине («Хаганы», а затем «Пальмаха»), был делегатом Всемирных сионистских конгрессов и членом Ваад Леуми — главного органа исполнительной власти в ишуве.

Элияху Голомб родился 2 марта 1893 года в городе Волковыск Гродненской губернии Российской империи[2]. Его отец Нафтали владел мельницей в Волковыске и, как зажиточный человек, имел возможность дать сыну хорошее образование. Так Элияху в 1909 году после окончания хедера и учёбы в русской гимназии был отправлен в Палестину, где к тому времени открылась первая в мире гимназия с преподаванием на иврите — гимназия «Герцлия»[2].

В Палестине Элияху проникся идеями сионизма и после окончания седьмого класса собирался бросить учёбу, чтобы заняться сельским хозяйством в Бен-Шемене, но родители, к этому времени также иммигрировавшие в Палестину, настояли на продолжении занятий. В 1913 году Элияху Голомб стал одним из первых выпускников «Герцлии»[3]. Его выпуск, в который также входили Моше Шерток (Шарет) и Дов Хоз (впоследствии шурин и свояк Голомба, женившегося на Аде Шерток[4]), в дальнейшем играл видную роль в становлении еврейского ишува в Палестине[5].

По окончании учёбы Голомб вместе с другими выпускниками гимназии отправился в кибуцы Дгания и Кинерет, где начал заниматься возделыванием земли[3]. Вскоре, однако, одна за другой последовали две трагедии, оказавшие ключевое влияние на дальнейшую судьбу Голомба: за два дня местными арабами были убиты в поле два его одноклассника: Моше Барский и Иосиф Зальцман. Эти события убедили Голомба в необходимости организации самообороны еврейского населения Палестины[5].

Вскоре после этого в Тель-Авиве умер Нафтали Голомб, и Элияху пришлось вернуться из кибуца в город, где он взял на себя управление оставшейся после отца мельницей. Тем не менее он сохранял тесные связи с сионистами-социалистами, и продолжал работать над организацией еврейских отрядов самообороны. После начала Первой мировой войны Голомб старался отговорить Шертока и Хоза от мобилизации в турецкую армию, а Иосифа Трумпельдора, с которым подружился в Дгании, от выезда за границу, опасаясь, что их отсутствие подорвёт силы ишува. Сам Элияху тоже отказался идти в армию, и некоторое время вынужден был скрываться как дезертир. Однако, поскольку мельница Голомбов поставляла муку турецкой армии, он получил освобождение от воинской службы и использовал доставку муки как способ тайной перевозки оружия еврейским отрядам самообороны. Когда стало известно о намерении турецких властей депортировать еврейское население Яффы вглубь империи, Голомб был одним из сторонников идеи вооружённого сопротивления депортации[3].