Сионизм


Сиони́зм (ивр. צִיּוֹנוּת‎, цийону́т — от названия горы Сион в Иерусалиме) — политическое национальное движение, целью которого является объединение и возрождение еврейского народа[1] на его исторической родине[2][3] — в Земле Израиля (Эрец-Исраэль), а также идеологическая концепция, на которой это движение основывается[4][5][6][7].

Согласно Библии, Земля Израиля была обещана (Земля обетованная — обещанная) Богом ветхозаветным патриархам[8], начиная с Авраама, считающегося родоначальником еврейского народа[9] и их потомкам — народу Израиля, евреям, которые получили её после исхода из Египта[8]. На протяжении почти двух тысячелетий галута (изгнания с исторической родины) еврейская религия и культура сохраняли идею грядущего освобождения от чужеземного господства (геулла) и возвращения на родину (Киббуц галуйот). Библейские тексты отмечают духовную связь евреев и обетованной им Богом земли и утверждают о неизбежности их конечного воссоединения[1]. В Земле Израиля, несмотря на преследования и перемещение еврейских демографических и культурных центров, в течение истории сохранялось еврейское население. Стремления к политической независимости в еврейском сознании были тесно связаны с Эрец-Исраэль[9].

Идеология сионизма объединяет различные по своей ориентации движения — от левосоциалистических до ортодоксально-религиозных. До Второй мировой войны (см. Холокост) сионизм был одним из наиболее крупных общественно-политических движений еврейского народа (наряду с ратовавшим за культурную автономию рабочим движением Бунд и территориализмом). После Второй мировой войны он стал единственным движением еврейского национализма[10].

В середине XX века, после двух тысяч лет изгнания, в Эрец-Исраэль было возрождено Государство Израиль, которое быстро заняло первое или второе место в мире по числу проживающих в нём евреев[9].

Слово «сионизм» является производным от топонима Сион (ивр. צִיּוֹן‎ — Цион), при этом Земля Израиля (Эрец-Исраэль) нередко именовалась «дочерью Сиона», а еврейский народ — «сыновьями Сиона».

Со времени вавилонского пленения Сион стал для еврейского народа в диаспоре символом утраченной родины. В этом значении он часто упоминается в религиозных текстах и светской литературе: «При реках Вавилона, там сидели мы и плакали, когда вспоминали о Сионе» (Пс. 136:1)[11]; «Сион, неужто ты не спросишь о судьбах узников твоих…» (Иехуда Галеви).