Дочь Сиона


Дочь Сиона (בַּת צִיוֹן, бат Цийон; в Септуагинте др.-греч. θυγάτηρ Σιων; в Вульгате лат. filia Sion; в славянском переводе церк.-слав. дщерь Сиона) — библейская метафора, чаще всего относящаяся к Иерусалиму[1] как культовому центру иудаизма[2], или к еврейскому народу, например: «Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се Царь твой грядет к тебе» (Зах. 9:9)[3]; также — к Земле Израиля[4]. Для иудейских пророков дочь Сиона олицетворяла население Иерусалима или всей Иудеи[5].

Первоначально метафора имела положительное значение дочери, находящейся под особым вниманием отеческой фигуры, Бога (4Цар. 19:21, Ис. 37:22). После разрушения Иерусалима вавилонянами в 586 году до н. э. персонификация приобретает тёмные коннотации; дочь Сиона навлекла на себя это опустошение, играя в блудницу (Ис. 1:8, 21). В Плаче Иеремии ей даётся голос, и она протестует против чрезмерного наказания за её грехи. В пророчествах утешения, относящихся к периоду возвращения в Сион (VI—V века до н. э.), дочь Сиона больше не оставлена и возвращается домой — счастливой матерью (Ис. 54:1)[2].

В качестве концептуальной метафоры термин порождает целый ряд значений отношений Бога с народом, землёй и Храмом. Данный термин означает не «дочь Сиона», а скорее Сион как дочь. Аналогично встречаются выражения: «дочь Вавилона/Халдеи» в Пс. 137:8, Ис. 47:1, 5, Иер. 50:42, 51:33 и Зах. 2:7; «дочь Эдома» в Плач. 4:21, 22; «дочь Египта» в Иер. 46:11, 19, 24. Женская идентификация городов или земель в Библии может происходить из ассоциации городов-государств в древнем мире с богиней-покровительницей, как Афина, дочь Зевса, связана с древнегреческим городом Афинами. Древняя ближневосточная литература включает жанр городского плача, в котором богиня оплакивает разрушение своего города и гибель его жителей. В книге Плач Иеремии дочь Сион, олицетворение самого города, произносит панихиду и стоит на стороне своего разорённого и изгнанного народа (1:9b, 11b-15a, 16, 18-22; 2:11-12)[2].

Находящаяся под защитой отца незамужняя дочь в библейском патриархальном обществе является самой ценной фигурой и, следовательно, потенциально самой уязвимой в семье. Она остаётся под защитой в доме своего отца, пока не переедет в дом своего мужа. Она рассматривается как продолжение чести своего отца. Выкуп за невесту определяется её статусом девственницы, и отец несёт ответственность за последствия, если она была изнасилована или унижена (Исх. 22:15, 16, Втор. 22:13—29). Точно так же Бог в качестве отца несёт ответственность за честь дочери Сиона. Бог упоминается в связи с этим в Плаче Иеремии и пророчествах плача и утешения[2].