Бог в иудаизме


Бог в иудаизме — высшая сущность, творец Вселенной, судья и управитель мира и человеческой истории, к которому направлены религиозные почитание, любовь, трепет, послушание и поклонение со стороны человека; высший законодатель еврейского народа[1].

Библия говорит о существовании Бога в течение всего повествования и не пытается доказать это. Хотя различные направления библейской литературы (священнической, второзаконной, пророческой, поучительной и др.) раскрывают разные концепции Бога, имеется и ряд общих характеристики. Бог мыслится не в философских или абстрактных терминах, таких как «первопричина», но в образных, повествовательных и реляционных понятиях. Используются образы или, возможно, метафоры, такие как отец, пастырь, судья, царь. В культурах, окружавших древний Израиль, все боги и богини, включая глав пантеона, считались подчинёнными законам естественной необходимости. Библейские тексты категорически отвергают эту идею. Библейский Бог — суверенный Господь мира. Не существует силы, которая была бы независима от его суверенной воли, исключая некоторых созданий, особенно людей, которым он дарует свободу воли. Никакие другие божественные существа не могут быть сопоставлены с библейским Богом в могуществе. Эти представления определяют монотеизм Библии и большей части еврейской литературы постбиблейских эпох. Библейские авторы и пророки вели постоянную борьбу с идолопоклонством[1].

Многие века борьбы с язычниками, а затем гонения со стороны христианства и ислама, потеря национальной независимости и изгнание с исторической родины не привели к отходу еврейского народа от своей веры в Бога, но усилили его преданность вплоть до самопожертвования (Киддуш ха-Шем). Возглас Адонáй эхáдБог един») изрекался евреями перед смертью как в Античности, так и в Средние века и позднее. Религиозный еврей исповедует веру в Божественное искупление в течение земной жизни или после смерти, а евреи в качестве нации сохраняют веру в конечное избавление Им всего народа (геуллат Исраэль) в историческом или эсхатологическом смысле[2].

После каждой исторической катастрофы возникали новые особенности веры в Бога и служения ему. Концепция единого Бога, созданная иудаизмом и отражённая главным образом в Библии, составляет один из крупнейших вкладов в христианскую и мусульманскую культуры[2].