Киддуш ха-Шем


Кидду́ш ха-Ше́м (ивр. קִדּוּשׁ הַשֵׁם‎, 'освящение Имени [Бога]') — возвеличение Божьего имени[1], одно из основных требований в иудаизме и положительных его предписаний (мицват асе), заключающееся в обязанности утверждения величия Бога через самоотверженное исполнение его наставлений и служение Богу вплоть до самопожертвования. В народном сознании гибель во имя служения Богу стала основным значением данного понятия[2].

Иудаизмом было создано новое религиозное понятие, которому человек, совершая нравственные поступки, утверждает величие Имени Божьего и прославляет его, а делая безнравственные деяния, напротив, бесчестит, профанирует его имя. Возвеличивание и профанация относятся не к Божеству как таковому, а к его Имени — к признанию и почитанию его Имени людьми. Согласно иудейскому учению, почитание Господа неизбежно приводит к нравственному возвышению человека, понимание сущности Бога и его почитание выражают нравственное чувство. По этой причине этическое поведение людей считается мерилом их веры[1].

Многие века борьбы с язычниками, а затем гонения со стороны христианства и ислама, потеря национальной независимости и изгнание с исторической родины не привели к отходу еврейского народа от своей веры в Бога, но усилили его преданность вплоть до самопожертвования. Возглас Адона́й эха́дБог един») изрекался евреями перед смертью как в Античности, так и в Средние века и позднее[3].

Идея освящения Имени была заимствована из иудаизма в христианство и ислам. В христианстве концепция воспринята как мученичество за веру; принявшие такое мученичество причисляются к лику святых. В IV—XVI веках христианская церковь рассматривала как мучеников «семерых братьев Маккавеев», сюжет о которых является трансформацией еврейского повествования о Ханне и её семерых сыновьях. Согласно исламу, погибшим в «священной войне» уготовано место в раю[2].

Термин появляется в тексте Иерусалимского Талмуда (Санх. 3:6, 21б), однако само понятие возвеличивания Божьего имени имеет место в Библии (Лев. 22:32; Чис. 27:14; Ис. 8:13), где также оно уже связано с представлениями, что Бог даровал свойства святости избранному им народу (Исх. 31:13; Лев. 20:8; Иех. 37:28). С эпохи Исхода и до конца эпохи царей Киддуш ха-Шем понималось как осознание Бога творцом и властелином Вселенной, справедливым и милостивым судьёй, еврейский народ призван был подтверждать своей праведностью и нравственностью жизни.