Семь святых мучеников Маккавеев


Сюжет мученичества женщины и семи её сыновей, пострадавших в 166 году до н. э. или 167 году до н. э. вскоре после начала религиозных гонений на евреев со стороны сирийского царя Антиоха Эпифана[1], описывается в Библии во Второй книге Маккавейской (2Мак. 6:187:42), а также в Четвёртой книге Маккавейской, которая в библейский канон не входит[2]. Антиох Епифан, проводя политику эллинизации населения, ввёл в Иерусалиме и всей Иудее греческие языческие обычаи. Он осквернил Иерусалимский храм, поставив в него статую Зевса Олимпийского, к поклонению которому принуждал иудеев.

В иудейской традиции сюжет известен как Ханна и семеро сыновей[1]. В иудаизме гибель Ханны и её сыновей рассматривается как мученическая смерть за веру, разновидность Киддуш ха-Шем, освящения Божьего Имени[3].

В православной традиции известны как семь святых мучеников Маккавеев: Ави́м, Антони́н, Гу́рий, Елеаза́р, Евсево́н, Али́м и Марке́лл (др.-греч. Ἀβεὶµ, Ἀντώνιος, Γουρίας, Ἐλεάζαρος, Εὐσεβώνας, Ἀχείµ, Μάρκελλος), а также мать их Соломони́я (др.-греч. Σολοµονὴ) и учитель их Елеаза́р.

Семь святых мучеников Маккавеев вместе с их матерью почитаются Римско-католической церковью и Православной церковью в лике мучеников, память совершается 14 августа по григорианскому календарю (1 августа по юлианскому календарю).

В христианстве их мученичество рассматривается в качестве прообраза грядущего христианского мученичества. В христианской антиохийской традиции считается, что их останки захоронены на месте расположения синагоги, позднее превращённой в церковь, в квартале Кератейон в Антиохии, посредством чего появилась версия, что описанные события произошли не в Иерусалиме, а в Антиохии. Сюжет о мучениках положен в основу ряда легендарных сведений о месте захоронения их останков; вдохновил многочисленные стихотворные, драматические и живописные произведения[1].

Когда начались гонения, были схвачены женщина и семеро её сыновей, которым приказали есть свинину, чтобы они доказали свою лояльность царю. Ободряемые матерью, братья отказались от участия в трапезе, за что были подвергнуты страшным пыткам и казнены, согласно Аггаде, на глазах своей матери[1].