Голосник


Голосни́к, голосники́ — керамические сосуды или камеры небольших размеров, использовавшиеся в кладке стен или сводов, обращённые горловинами в сторону внутреннего пространства постройки[1].

Голосниками также называются круглые или фигурные отверстия на деке струнных музыкальных инструментов — гуслях, домре и др.[2][3]

Использование в кладке голосников с их сферической пустотелой формой (в отличие от кирпича и камня) значительно облегчает давление на несущие части здания, в частности на своды как наиболее хрупкие элементы постройки[4]. Кроме того, опять же благодаря пустотелости, они призваны повысить акустические свойства возводимого помещения[5].

Несмотря на то, что большая часть заложенных в стену сосудов не имела прямого выхода горловины во внутреннее пространство здания, некоторые из голосников располагались именно так. Кроме того, например, конструкции куполов комплекса дворца Мангана в Константинополе (IX—XII вв.) заполнены уложенными без скрепляющего раствора амфорами, что позволяет звуку резонировать и во внутреннем пространстве кладки. «Резонаторы» (голосники) использовались и в западноевропейском средневековом строительстве, но наиболее раннее применение отмечается в византийском зодчестве.

Судя по археологическим находкам, подобные сосуды применялись уже в древнейшей киевской Десятинной церкви, при строительстве множества храмов в Новгороде, Пскове, Смоленске, Полоцке, Переяславле, Волыни, Чернигове и др.

Сами сосуды могли быть привозными (в виде греческих амфор) и изготовленными на месте, как правило, специально для строительства. Чаще всего в кладке обнаруживаются сосуды обоих типов. Сосуды местного производства отличаются вытянутым прямым горлом. Их изготавливали из хорошо отмученной глины и сильно обжигали. Внутри на негладкой поверхности прослеживаются следы ленточного налепа.