Гольдштейн, Софья Ноевна


Софья Ноевна Гольдштейн (19021987) — советский искусствовед и музейный работник, заведующий отделом живописи второй половины XIX века Государственной Третьяковской галереи (1939—1983), автор ряда книг и статей по истории русского искусства, кандидат искусствоведения[1][2].

С 1924 по 1983 год Софья Гольдштейн была научным сотрудником Государственной Третьяковской галереи, с 1939 года была заведующим отделом живописи второй половины XIX века[1]. В 1954 году защитила кандидатскую диссертацию по теме «И. Н. Крамской» и получила учёную степень кандидата искусствоведения[2][3].

В 1941 году, после начала Великой Отечественной войны, Софья Гольдштейн занималась подготовкой экспонатов Третьяковской галереи для эвакуации. Впоследствии она вспоминала: «Подготовка к эвакуации шла параллельно с обычной популяризационной работой: зрители были в наших залах каждый день. <…> Очень хорошо помнится такой эпизод: мы в одном из залов пакуем и пломбируем очередные ящики, а в соседнем зале, Васнецова, идёт экскурсия для отбывающих на фронт солдат»[4]. Летом 1942 года Гольдштейн прибыла в Новосибирск, где был открыт филиал галереи. В 1975 году были опубликованы её воспоминания «Государственная Третьяковская галерея в Новосибирске»[5][4].

Софья Гольдштейн написала ряд монографий и статей, посвящённых истории русского искусства второй половины XIX — начала XX веков, а также творчеству художников Василия Сурикова, Ивана Крамского и других. Отдельная публикация посвящена полотну Василия Сурикова «Боярыня Морозова»[6]. По словам искусствоведа Галины Васильевой-Шляпиной, Гольдштейн «написала о „Боярыне Морозовой“ так, как никто сейчас не напишет», — «это образец профессионального анализа картины, крупной большой суриковской картины»[7].

Софья Гольдштейн также является автором нескольких глав 13-томного издания «История русского искусства», вышедшего в 1953—1969 годах. В частности, для 2-й книги 9-го тома («Русское искусство второй половины XIX века») она написала главы «Историческая живопись» (с. 143—175, совместно с О. А. Лясковской), «И. Н. Крамской» (с. 176—216) и «Развитие бытового жанра в 1870—1880-е годы» (с. 300—361)[8].