Гонения на христиан при Деции


Гонения на христиан при Деции — гонение на христиан в Римской империи предпринятое при императоре Деции Траяне в 250 году.

Контроль над религиозной жизнью общества стал одним из важнейших направлений внутренней политики Деция. В древнеримском религиозном сознании важное место занимало представление о «pax deorum» — божьем мире: римляне почитали богов согласно традиционным ритуалам, принося им жертвоприношения, а боги, в свою очередь, не только охраняли Рим, но и гарантировали ему власть над всем миром. Нарушение pax deorum, то есть пренебрежение богами, якобы влекло за собой катастрофические последствия[1]. Поэтому Деций решил восстановить почитание традиционных богов и возродить древние культы. Так многие надписи этого периода называют императора «восстановителем святынь»[2]. В некоторых случаях, как это было в этрусском городе Козе, это почётное звание подразумевало, что Деций провёл реконструкцию храмов. В других случаях оно означало, что по его приказу были построены новые святилища. Например, по велению Деция жители Аквилеи отреставрировали статую Нептуна[3]. Кроме того, император подчёркивал необходимость почитания именно отеческих богов — так, в послании к жителям Афродисиаса он просил отметить молитвами и жертвоприношениями его правление ради «богини», в честь которой был назван город[4].

Другим нарушением «pax deorum» было пренебрежение традиционными жертвоприношениями — вплоть до полного отказа от них. Начали появляться язычники, не совершавшие жертвоприношений. Наибольшую опасность для «pax deorum» представляли христиане, общины которых распространились почти по всей империи, а Церковь стала приобретать чёткую структуру. Христиане отказывались приносить жертвы и поклоняться богам римского пантеона. С точки зрения римских консерваторов, к которым относился и сам император, это следовало немедленно прекратить[3]. По всей видимости, была и ещё одна важная причина обращения Деция к восстановлению «божьего мира»: политика веротерпимости предшественника Деция Филиппа Араба, по мнению императора, могла оскорбить богов. Установление «pax deorum» отвечало интересам довольно широких кругов римского общества, особенно сенаторской знати — консервативные предпочтения всегда были достаточно сильными[5].

Есть несколько точек зрения относительно истинных причин антихристианской религиозной кампании Деция. По мнению Евсевия Кесарийского, император начал гонения из-за ненависти к своему предшественнику на троне Филиппу, который якобы был тайным христианином[6]. По сообщению Иоанна Зонары, императора подстрекал к гонениям Валериан[7]. Известно, что Деций не ставил своей целью ни уничтожение христианства как религии, ни Церкви как организации. Многим арестованным христианам даже разрешалось принимать единоверцев, в том числе пресвитеров, или вести переписку. В отличие от поздних императоров, Деций не требовал выдавать священные книги[8].