Гонзо-журналистика


Го́нзо-журнали́стика (от англ. gonzo — «сумасшедший, безумный, эксцентричный»[1]) — направление в журналистике, для которого характерен глубоко субъективный стиль повествования от первого лица, при этом репортёр выступает не как беспристрастный наблюдатель, а в качестве непосредственного участника описываемых событий, используя свой личный опыт и открыто выражая эмоции, благодаря чему подчёркивает основной смысл этих событий. Для «гонзо-журналистики» также характерны активное использование цитат, сарказма, юмора, преувеличений и даже ненормативной лексики, что является неотъемлемой чертой этого стиля.

В гонзо-журналистике нет никаких установленных правил, необязательна структура, часто отсутствуют схемы, налицо несоответствие формы содержанию[2]. Гонзо-журналистика — это работа с большой долей соучастия, в которой нет понятия «не для протокола». Трезвый точный репортаж и безудержная фантазия переплетаются в ней так, что отличить правду от лжи категорически невозможно[3].

Этот стиль можно считать ответвлением так называемой новой журналистики, зародившейся в 60-х благодаря Тому Вульфу. Основоположником гонзо-журналистики является Хантер Томпсон, который не признавал объективность в журналистике.

«Если я напишу всю правду, которую узнал за последние 10 лет, порядка 600 людей, включая меня, будут гнить в тюремных камерах по всему миру, от Рио до Сиэтла. Абсолютная правда — это редкая и опасная штука в мире профессиональной журналистики»[5].

Символом является шестипалый кулак, в котором зажат цветок пейота — кактуса, из которого производят наркотическое психоделическое вещество мескалин. Древние индейцы широко использовали плоды пейота в различных религиозных ритуалах для вызова галлюциногенного эффекта, якобы позволяющего разговаривать с умершими родственниками и вождями[6]. Сам Хантер Томпсон имел репутацию человека, попробовавшего все виды наркотиков. В одном из интервью он говорит:

«Да, я принимаю его (ЛСД), но не рекомендую. Я вообще не рекомендую ничего из того, что делаю сам»[7].