Новая журналистика


Но́вая журнали́стика (англ. New journalism) — техника и стилистика написания журналистских статей в американской печати в 1960-х и 1970-х годах, альтернативная общепринятой на тот момент. Хрестоматийным примером новой журналистики считается публикация Гэя Тализа «Фрэнк Синатра простудился», вышедщая в журнале Esquire в 1966 году. При написании очерка журналист ни разу не встречался с героем статьи, но провёл трёхмесячное исследование, собирая сведения от лично общавшихся с певцом людей.

В исходном смысле термин впервые упомянут был Томом Вулфом в 1973 году и относился к его собственным работам и публикациям Трумена Капоте, Хантера Томпсона, Нормана Мейлера, Гэя Тализа, Джоан Дидион и прочих публицистов, известных в то время в США. Автор достаточно категорично утверждал[1]:

Неоднозначное высказывание Вулфа относилось к периоду 70-х (когда оно и было обнародовано). Американская журналистика тех лет действительно была авангардом отрасли.

Речь шла не столько о газетных публикациях, сколько о развёрнутых эссе, авторских колонках и статьях в журналах, рассчитанных на элитарного читателя (в новоязовской трактовке — продвинутого) — The New Yorker, New York Magazine, The Atlantic Monthly, Rolling Stone, Esquire, CoEvolution Quarterly. Отчасти — Scanlan's Monthly (если рассматривать лишь период начала 70-х).

Анализируя ситуацию в медиа-индустрии, Том Вулф отмечал, что в новой журналистике использованы типичные литературные приёмы[2]:

В современную отечественную журналистику элементы описываемой практики привнесли молодые репортёры перестроечного периода и некоторые писатели (Александр Кабаков, Эдуард Лимонов и др.). Традиционная советская периодика отличалась повествованием от третьего лица и очень сдержанным лексиконом. Но в середине 80-х гласность привнесла в отечественную журналистику и новых авторов, и новые приёмы. Такие представители новой советской журналистики как Любовь Аркус и Дмитрий Быков описывали в 1987 году эти тенденции[3]: