Гончаров, Василий Михайлович


Васи́лий Миха́йлович Гончаро́в (1861 — 23 августа (5 сентября1915[2]) — русский кинорежиссёр и сценарист, один из пионеров российского кинематографа.

О начальном периоде жизни Василия Гончарова известно мало. По происхождению — «воронежский мещанин», родился в 1861 году, много лет был чиновником на станции Аксай Козлово-Воронежско-Ростовской железной дороги. Составитель справочника транспортных тарифов.

Гончаров увлекался театром и пробовал писать пьесы. В 1880-х годах он предлагал свои драмы из современной жизни к постановке в провинциальные театры, но они были отклонены цензурой как «неудобные к постановке». Тогда же Гончаров напечатал в местных изданиях несколько бытовых очерков и рассказов, вступил в Общество русских драматических писателей и оперных композиторов и в Общество писателей и учёных России.

В начале 1900-х годов после смерти жены Гончаров перенёс серьёзное расстройство психики и на некоторое время был помещён в лечебницу. Выздоровев, он возвращается на службу и в 1906 году получает должность начальника узловой станции Малороссийская на Владикавказской железной дороге. Продолжает он и литературно-театральную работу, переключившись на комедии и исторические драмы, которые по-прежнему оказываются непригодны для постановки. В это же время начинается его увлечение кинематографом, и он придумывает включать в свои пьесы демонстрацию «киноиллюстраций».

Весной 1908 года Гончаров оставляет службу, решив вплотную заняться работой для театра. Он приезжает в Москву, где, несмотря на немалые усилия, ему удается пристроить лишь две свои пьесы, в том числе «историческую былину» о Степане Разине «Понизовая вольница». Для этой постановки требовались «киноиллюстрации», за содействием в создании которых Гончаров обращается к кинопредпринимателю Александру Дранкову; последний быстро убеждает его, что на этом же материале следует сделать фильм. В результате, помимо театральной постановки, появляется ещё и кинотеатральная. Фильм «Понизовая вольница» (другое название — «Стенька Разин») стал одной из самых первых российских кинопостановок, а заодно вызвал скандал вокруг вопроса признания авторских прав сценариста: Гончаров обратился в Союз драматических и музыкальных писателей с письмом, в котором просил «охранять его авторские права во всех синематографических театрах», но получил отказ, мотивированный парадоксально: его сценарии были признаны «механическими» и «не подходящими под определение литературного произведения»; указывалось также, что развитие синематографических театров идёт во вред развитию «настоящих театральных предприятий».