Горный фильм


Горный фильм (нем. Bergfilm, англ. Mountain film) — особый жанр документального и художественного кинематографа, в котором демонстрируется покорение героем или героями фильма горных вершин. Часто действие такого фильма происходит в трудных условиях и связано с преодолением серьёзных препятствий и риском для жизни. Среди искусствоведов нет единодушия в определении хронологических и территориальных рамок, в которых существовал (существует) горный фильм. Одни утверждают, что понятие горный фильм исчерпывается фильмами, снятыми в Германии в 1920-е — 1940-е годы, другие распространяют его на все фильмы, подпадающие под определение жанра, независимо от национальной принадлежности их авторов, времени и места съёмок.

Преподаватель Гуманитарного института телевидения и радиовещания имени М. А. Литовчина Игорь Беленький в учебном пособии для студентов киновузов связывал горные фильмы исключительно с Германией эпохи Веймарской республики и Третьего рейха и объяснял их появление и широкую популярность у зрителей особенностями общественной ситуации в этой стране после Первой мировой войны[1]. Они служили способом отвлечься от тех тягот, которые наложил на Германию Версальский мирный договор[2][3]. По утверждению Беленького, горные фильмы были настолько популярны в эпоху Веймарской республики, что породили настоящий психоз на почве посещения гор[3]. Киновед писал: «„Горные“ фильмы существовали только в Германии и не столько потому, что многие немцы как в те годы, так и ныне предпочитают свой досуг проводить в горах, которых в Германии предостаточно, сколько по той причине, что в те трудные времена горы позволяли людям обрести душевное спокойствие[1][3]. Создателем данного жанра признаётся геолог по образованию, альпинист и режиссёр Арнольд Фанк. Первыми его опытами в данном жанре стали документальные ленты «Чудо горных лыж  (нем.)» (1920), «В борьбе с горами  (нем.)» (1921) и «Охота на лис в Энгадине» (1923). Беленький считал, что в этих фильмах Фанк ограничивался демонстрацией красоты альпинизма и преимуществ отдыха в горах на лыжах[4][3]. Постепенно вокруг Фанка возникла целая группа кинематографистов, посвятивших созданию горных фильмов значительный период времени своей творческой биографии: оператор Зепп Альгейер, бывший проводник в горах, а позже актёр Луис Тренкер и бывшая танцовщица Лени Рифеншталь[4].