Городецкая роспись


Городецкая роспись — русский народный художественный промысел. Существует с середины XIX века в районе города Городца. Яркая, лаконичная городецкая роспись украшала прялки, мебель, ставни, двери. В 1936 основана артель (с 1960 фабрика «Городецкая роспись»), изготовляющая сувениры; мастера — Д. И. Крюков, А. Е. Коновалов, И. А. Мазин[1].

Городецкая роспись восходит к резным городецким прялкам: фигуры вырезались из дерева другой породы и вставлялись в соответствующее по форме углубление. Вставки, сделанные таким образом, располагали всего двумя оттенками дерева и несложным инструментом. Народные умельцы превращали поверхность доски донца в настоящую картину[2][3].

Позже мастера для изобразительного богатства стали применять подкраску, яркое сочетание жёлтого цвета с тёмным дубом; добавление синего, зеленого, красного цветов делало донце ещё более нарядным и красочным. Необходимость увеличить производство прядильных донец натолкнуло мастеров на мысль упростить технику декоративного оформления. Со второй половины XIX века сложная и трудоемкая техника инкрустации стала заменяться просто резьбой с подкраской. Известными мастерами резных донец с подкраской были братья Л. В. и А. В. Мельниковы[3].

С 1870-х годов на городецких донцах преобладает живописная манера украшения. По выражению А. В. Бакушинского, мастер стал подлинным живописцем. Об этом же говорит и В. С. Воронов, писавший, что «нижегородская манера представляет нам наиболее чистый вариант подлинного живописного искусства, преодолевшего рамки графического пленения и основанного исключительно на элементах живописи…».

Создание «картин» на донцах требовало от деревенских художников творческой инициативы и мастерства, а возникающее между ними соревнование, вызванное конкуренцией, способствовало развитию индивидуальности каждого из них. Среди произведений городецкой росписи в музейных собраниях выделяются работы выдающихся мастеров народного искусства конца XIX — начала XX вв. — времени расцвета промысла: Г. Л. Полякова, И. К. и В. К. Лебедевых, Ф. С. Красноярова, В. К. Смирнова, А. Ф. и И. А. Сундуковых, И. А. Мазина, Ф. С. Крюкова[2][4][3].