Городской канал (Рига)


Городской канал (латыш. Pilsētas kanāls) — искусственная правобережная протока Даугавы в центре города Риги. В нынешнем виде устроен при ликвидации городских защитных валов в конце 1850-х годов. Длина канала — 3,2 километра, ширина от 8 до 48 метров, максимальная глубина 2,5 метра[1].

Вытекает из Даугавы возле рижского Центрального рынка и впадает в Даугаву у пассажирского порта. Средний расход воды — 2 м³/с.[источник не указан 2655 дней]

Городской канал был сформирован искусственно: первоначально это был защитный ров шириной 90 м, окружённый валом высотой 11-12 м, вырытый в 1650 году. Спустя 200 лет средневековые укрепления уже не спасли бы от пушечных залпов. В 1857 году император Александр II разрешил снести валы[2], а ров частично засыпали, сузив, и по проекту главного рижского архитектора И.Фельско и его молодого ученика О.Дитце начали обустраивать аристократически-презентабельную зону города, которую должно было озеленить[3].

В то время, когда крепостные валы сравняли, появились и первые капитальные каменные мосты через канал — Николаевский (ныне ул. Кр. Валдемара), Александровский (ныне бульвар Бривибас) и Суворовский (ныне ул. Кр. Барона), строительство которых было закончено осенью 1858 года. Тогда же были посажены первые деревья вдоль Александровской улицы и между Суворовской и Мариинской улицами[3].

В 1859 году началось строительство Мариинского моста (ул. 13 января) и немного позднее — моста у Карловского шлюза (между нынешним автовокзалом и Центральным рынком)[3].

Проект парка разработал живший в Любеке архитектор А. Вендт (Wendt), который в Ригу не приезжал, работая по картам. Он предложил вместо Песочного бастиона устроить горку, получившую название Бастионной. В 1859 году на её вершине были посажены деревья, а в 1860 был построен деревянный павильон, чтобы любоваться окрестностями[3].