Законы Госсена


Герман Генрих Госсен исходит из предположения, что рациональное поведение определяется стремлением к увеличению полезности или удовольствия[1]. На этой основе Госсен выдвинул два тезиса, известные как «законы Госсена».

Второй закон впоследствии широко использовался математической школой для объяснения явлений спроса и ценообразования.

Закон формулируется в предположении, что полезность по меньшей мере слабо квантуема, и таким образом в равновесной точке субъект будет распределять свои расходы таким образом, что отношение предельной полезности к цене (предельные издержки приобретения, англ. marginal cost of acquisition) будет одинаковым для всех товаров и экономических услуг:

По мнению марксистов, коренные недостатки теории Госсена — субъективно-психологический, идеалистический подход к экономическим явлениям и игнорирование решающей роли производства в экономической жизни общества. Вывод, вытекающий из теории Госсена — характер потребления и распределение материальных благ между людьми не зависят от характера производственной сферы — рассматривается как апологетический, не соответствующий реальности[1].