Гостеприимство


Гостеприи́мство — распространённое повсеместно (в самых различных культурах и во все временные периоды) общественное явление, предполагающее предоставление чужаку («гостю») защиты и заботы[3][4].

Наиболее общее определение понятия гостеприимства приводится выше. Однако различными авторами приводятся и иные его толкования, делающие акцент на отдельных его аспектах. Так, гостеприимство может пониматься как присущее определённому человеку качество, отражающее его положительное отношение и щедрость к принимаемым гостям[5], либо как отрасль предпринимательства, ориентированная на предоставление услуг лицам, находящимся вне собственного дома[6].

Зарождение института гостеприимства произошло ещё в период первобытного общества, и было связано с необходимостью избежания конфликтов, связанных с совместным использованием природных ресурсов[3].

Позднее традиции гостеприимства принимали характер норм обычного права. В Древнем мире институт гостеприимства приобрёл международно-правовой характер и был направлен на обеспечение безопасности иноземных торговцев[3].

В Средние века дополнительной функцией института гостеприимства стало обслуживание феодальной знати зависимыми лицами[3]. Можно выделить такие виды отношений гостеприимства, бытовавшие на Западе в период Средних веков[7]:

В настоящее время гостеприимство характерно для большинства народов как культурная традиция, а также как основа индустрии сервиса, связанной с обслуживанием гостей[3].