Государственный контроль (надзор) в России


Государственный контроль (надзор) в России — деятельность контрольных (надзорных) органов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований, осуществляемая в пределах полномочий указанных органов посредством профилактики нарушений обязательных требований, оценки соблюдения гражданами и организациями обязательных требований, выявления их нарушений, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению выявленных нарушений обязательных требований, устранению их последствий и (или) восстановлению правового положения, существовавшего до возникновения таких нарушений.

Данное определение введено Федеральным законом Российской Федерации от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации»[1]. То же самое определение применяется и к муниципальному контролю, регулируемому указанным законом. Закон разработан Минэкономразвития России по поручению Президента Российской Федерации. Вследствие принятия закона Минэкономразвития России наделено полномочием по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере государственного контроля (надзора), муниципального контроля.

Закон содержит ряд законодательных новелл, ранее не распространенных на такую большую сферу общественных отношений.

Система обязательного досудебного обжалования действий и решений контрольных (надзорных) органов вводится законом с 2023 года. В пилотном формате эта система действует с августа 2020 года. В эксперименте участвовали 19 контрольных (надзорных) министерств и ведомств, чья деятельность охватывает около 90 % всего существующего контроля (надзора). В их числе ФНС России, МЧС России, Минпромторг России, Ростехнадзор, Ростуризм, Роструд, Роспотребнадзор, Росздравнадзор, Росалкогольрегулирование.

В рамках эксперимента на Едином портале государственных и муниципальных услуг запущен специальный сервис. Он позволяет подать жалобу в контрольный (надзорный) орган в электронном виде, а также отслеживать все этапы её рассмотрения и взаимодействовать с должностными лицами без личного посещения ведомства. Процедура рассмотрения жалоб чётко регламентирована: на ответ заявителю даётся 20 рабочих дней.

Работа сервиса построена на основе наиболее распространённых жизненных ситуаций, с которыми сталкиваются граждане и предприниматели в процессе общения с контрольными (надзорными) органами. В числе таких ситуаций, например, нарушение процедуры проведения проверки, несогласие с назначенными мерами.