Гося, Хидэо


Хидэо Гося (яп. 五社 英雄, (англ. Gosha Hideo, род. 26 февраля 1929, Токио, Япония — ум. 30 августа 1992) — японский режиссёр и сценарист, специализировался на жанровом кино.

Хидэо Гося родился в префектуре Arasaka, в Токио. Он происходил из низших слоёв японского общества. Среди сверстников и друзей будущего режиссёра были карточные игроки, якудза, проститутки, гейши, уличные торговцы и музыканты. Отец — уличный разносчик и телохранитель, работавший в районе красных фонарей Yoshiwara. Он внушал сыну необходимость борьбы за существование. Впоследствии Гося утверждал, что не мог любить женщин, настолько его поглощала внушённая отцом идея мужественности[1].

Режиссёр окончил среднюю школу и служил в Императорском флоте во время Второй мировой войны. Проходил курсы военно-морских лётчиков и готовился стать камикадзе. Во время войны погибли все его многочисленные братья и сёстры, что стало для него тяжёлым ударом.

Получил бизнес-степень (факультет делового администрирования) в Университете Мэйдзи. Работал на радиостанции Nippon HOSO в качестве репортёра и продюсера с 1953 года. В 1957 году он перешёл на только что созданную студию Fuji Television и поднялся по служебной лестнице до продюсера и режиссёра. Один из его телевизионных сериалов «Три самурая вне закона» настолько поразил главу киностудии Shochiku, что ему предложили снять на его основе фильм.

Первый фильм режиссёра — киноверсия популярного и снятого самим Гося телесериала «Три самурая вне закона»[2] (1964, сериал вышел в 1963 году). Герои — три ронина. Обстоятельства складываются так, что им приходится помочь крестьянам в борьбе против местной власти, ставя представления о чести выше самурайского кодекса. Формально, фильм — динамичный самурайский боевик. На уровне содержания — манифест анархиста. Победа героев ничего не меняет ни в их жизни, ни в положении крестьян. Поэтому вместо триумфа сил добра в финале — трое ещё более укрепившихся в своём цинизме странников[3].

Второй фильм Хидэо Гося — «Меч зверя», другое название — «Самураи-золотоискатели»[4] (1965). Главный герой, самурай Гэнноскэ (его роль исполняет Микидзиро Хира[5]) — сторонник политика-реформатора, но убеждается, что его подлинная цель — борьба за власть.