Готика


Го́тика (от итал. gotico) — период в развитии средневекового искусства на территории Западной, Центральной и отчасти Северной и Восточной Европы с XI — XII по XVXVI века. Готика пришла на смену романскому периоду, постепенно вытесняя его. В различных концепциях истории искусства готику интерпретируют и как исторический тип искусства и как исторический художественный стиль. В настоящее время приняты обе концепции[2].

Готический стиль зародился во Франции, распространившись впоследствии по всей Западной Европе. Наиболее яркое выражение и основные черты этого стиля — изящество, устремлённость ввысь, богатое декоративное убранство — получили в архитектуре больших кафедральных соборов, хотя в эпоху готики возводили и разнообразные светские постройки. Долгое время готическим именовали всё средневековое искусство и только к концу XIX в. — его поздний период, отличающийся яркостью оригинального художественного стиля. Готика — венец Средневековья, это яркие краски, сияние витражей, экспрессия, взлетающие в небо колючие иглы шпилей, симфония камня, света и стекла… Готический стиль характеризует заключительную стадию развития средневекового искусства, в первую очередь архитектуры, стран Западной Европы. Основным стимулом формирования нового искусства стало уникальное соединение христианского мировоззрения, традиций античной культуры, прежде всего архитектуры Рима, латинской письменности, романо-кельтских художественных ремёсел. Развитию готического стиля способствовал стремительный рост европейских городов и торговли.

Термин «готика» происходит от итал. gotico — непривычный, варварский (Goten — варвары; к историческим готам этот стиль отношения не имеет[3]) — и сначала имел негативный смысл. Готами древние римляне называли варварские племена, вторгавшиеся с севера в пределы империи в III—V веках. Термин «готика» появился в эпоху итальянского Возрождения как насмешливое прозвание «варварской», примитивной, уходящей в прошлое средневековой культуры. Вначале (ок. 1476 г.) его применяли к литературе — для обозначения неправильной, искажённой латыни. Средневековую архитектуру тогда называли итальянским словом «tedesca» (немецкая). Есть предположение, что слово «готика» около 1520 года впервые употребил итальянский живописец Рафаэль в докладе папе римскому Льву X о ходе строительства собора Св. Петра[4].

Джорджо Вазари в книге «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» (1550) использовал слово «готический» в качестве синонима «варварской архитектуры», противопоставляя её «римской». Вазари писал, что падение Римской империи повлекло за собой период забвения «истинно прекрасного», отмеченный господством «истощённой и устаревшей греческой манеры» (maniera greca) и «испорченной» готической.


Слева: Апрель. Миниатюра из «Великолепного часослова герцога Беррийского»
Справа: Петрус Кристус. Св. Элигий в мастерской. 1449. Музей Метрополитен. Нью-Йорк