Великолепный часослов герцога Беррийского


«Великолепный часослов герцога Беррийского», иначе «Роскошный часослов герцога Беррийского» (фр. Très Riches Heures du Duc de Berry) — иллюстрированная рукопись XV века. Наиболее прославленные изображения часослова — цикл «Времена года» из 12 миниатюр с изображением развлечений знати или крестьянских работ на фоне средневековых замков.

Была заказана герцогом Жаном Беррийским миниатюристам братьям Полю, Жану и Эрману Лимбургам в 1410—1411 годах и осталась незавершённой после смерти трёх художников и их заказчика в 1416 году. Рукопись, вероятно, была дополнена в календарной части анонимным мастером в 1440—1450-х годах. Некоторые историки искусства считают, что этим художником был Бартелеми д’Эйк. В 1485—1486 годах манускрипт был доработан художником Жаном Коломбом по заказу Карла I Савойского, однако часть листов его авторства остались незавершёнными. Приобретённый герцогом Омальским в 1856 году, часослов хранится в его замке Шантийи (в настоящее время — Музей Конде, инв. № Ms. 65). Вместе с поместьем и находящимся в нём собранием произведений искусства часослов был передан герцогом французскому государству; по его завещанию, манускрипт, как и другие экспонаты, никогда не должен покидать пределов Шантийи[1].

Манускрипт, хранящийся ныне в Музее Конде в Шантийи, был переплетён в XVIII веке в красный сафьян, но его переплетали и ранее, по крайней мере однажды. Размер переплёта — 300 × 215 мм. Книжный блок состоит из 31 тетради размером 290 × 210 мм, в часослове 206 листов (412 страниц), сгруппированных в пять частей, 66 из них имеют иллюстрации целиком во всю полосу, 65 — малые миниатюры[2].

Каждый пергаментный лист согнут вдвое, образуя два листа и четыре страницы манускрипта. Изначально каждая тетрадь была сложена из четырёх таких двойных листов (кватернион), то есть содержала 16 страниц. До настоящего времени только 20 из 31 тетради остались кватернионами, в остальные либо были добавлены листы, либо из них листы были изъяты. Наличие неоконченных фраз в конце некоторых тетрадей, не имеющих продолжения, также указывает на то, что рукопись сохранилась не полностью. В часослове имеются пустые страницы, как разлинованные, так и не имеющие никакой разметки[3]. Указания-маргиналии для рубрикатора (каллиграфа, выполнявшего заглавия), надписанные на полях тонким пером светло-коричневой тушью, остались нестёртыми, так как работа над рукописью была внезапно прервана[4].


Жан Беррийский (1340—1416) — заказчик «Великолепного часослова»
«Январь» (фрагмент). Герцог изображён сидящим за столом в синей робе
Лист (fol.) 71 verso (левая сторона): «Процессия св. Григория»
Миниатюра «Муж скорбей»: по обеим сторонам от Христа, на фоне колонн, коленопреклонёнными в позе донаторов изображены герцог Карл I Савойский с супругой.
«Декабрь» (фрагмент). По мнению Беллози, костюмы персонажей соответствуют моде середины XV столетия
Портрет герцога Омальского. 1866. Художник Ш. Жалабер
Крещение (fol. 109v). Одна из больших миниатюр, созданных Жаном Коломбом для цикла кратких ежедневных служб
Календарь. Август (fol. 9r). Инициал KL, обозначающий первый день месяца
Анатомический человек (fol. 14)
Грехопадение и изгнание из Рая (fol. 25v)
Встреча трёх волхвов (fol. 51v)
Поклонение волхвов (fol. 52r)
Принесение во храм (fol. 54v)
«Введение Марии во храм», фреска, Базилика Санта-Кроче, 1328—1330
Падение мятежных ангелов (fol. 64)
Падение мятежных ангелов, Лувр, ок. 1340
Ад (fol. 108r)
План Рима (fol.141)