Иллюминированная рукопись


Иллюминированные рукописи (от лат. illumino — освещаю, делаю ярким, украшаю) — рукописные средневековые книги, украшенные красочными миниатюрами и орнаментами. В русской традиции помимо термина «иллюминированные» для рукописных книг с миниатюрами часто используется термин лицевые рукописи, то есть рукописи «в лицах», живописные иллюстрации которых имеют своим ближайшим назначением не столько украшать рукописную книгу, сколько пояснять её текст[1]. Название «лицевые рукописи» применяется для отличия их от манускриптов, не украшенных совсем или украшенных только заставками и инициалами. «Иллюминированная рукопись» более широкое понятие чем «лицевая рукопись», обозначающее вообще любой украшенный манускрипт[2]. С изобретением книгопечатания рукописные книги постепенно вышли из употребления.

Для создания книг использовались краски из натуральных пигментов, в результате получались удивительные по насыщенности и глубине красные, синие, зелёные, жёлтые и прочие цвета. Помимо этого для создания миниатюр использовалось серебро и золото.

Из сохранившихся около 30 тыс. армянских средневековых рукописей около 10 тыс. являются иллюстрированными, из которых 5-7 тыс. — полноценными миниатюрами[3]. Древнейшие сохранившиеся армянские миниатюры относятся к VI—VII векам[4]. Полностью иллюстрированные книги сохранились с IX века[4]. В числе наиболее ранних из них «Евангелие царицы Млке» (862 год) и «Эчмиадзинское Евангелие» (989 год). Существовали киликийская, гладзорская, васпураканская, татевская и др. школы армянской миниатюры. В Средневековье были созданы особые руководства по изобразительному искусству — «Паткерусуйцы». Наиболее ранний из сохранившихся «Паткерусуйцев» рукопись XV—XVI веков[5]. Среди известных средневековых армянских миниатюристов Ованес Сандхкаванеци, Торос Рослин, Момик, Акоп Джугаеци и др.

Искусство создания иллюминированных рукописей в Византии продолжает античную традицию, к которой можно отнести старейшие известные рукописи, такие как Амброзианская Илиада и Венский Диоскорид. В период иконоборчества литургическая книжная живопись свелась к изображению креста и различных орнаментов. К правлению македонской династии относится т. н. македонский ренессанс, когда произошли важные стилистические сдвиги в монументальном искусстве и мозаике. от этого времени до нас дошло довольно большое количество рукописей, самая ранняя из которых — выполненный между 880 и 883 для Василия I кодекс Григория Назианзина.