Македонский ренессанс


Македонский Ренессанс — термин, используемый для описания периода правления Македонской династии Византийской империи (867—1056), и в особенности X века, который некоторые учёные рассматривают как период повышенного интереса к классической науке и усвоения классических мотивов христианским искусством.

В силу определённых проблем с этим термином, учёные использовали альтернативные названия для описания этого периода, включая «ренессанс» (с маленьким «р»)[1] Средневековый Византийский Ренессанс или Первое Византийское Возрождение (где Палеологовское возрождение с XIII века становится вторым).Македонское искусство относится к этому периоду.

Поскольку слово «Ренессанс» (Rinascimento — Возрождение) было создано в XV и XVI веках итальянскими гуманистами, чтобы описать современную им эпоху, его использование вне этого контекста проблематично; однако, рассматриваемый период, вне сомнения, дал идеи и произведения искусства, отражающие переоценку классических идеалов[2]. Термин Македонский ренессанс впервые использовал Курт Вайцман в своей работе The Joshua Roll: A Work of the Macedonian Renaissance[3], посвящённой архитектуре Македонии.

Василий I Македонянин (867—886), основатель Македонской династии императоров Византии, родился в византийской феме Македония, в крестьянской семье, согласно многим источникам армянского происхождения. Он вращался в влиятельных кругах Константинополя и вскоре император Михаил III сделал его соправителем[4].

С помощью политических манёвров, Василий сумел обеспечить своё будущее, в качестве императора, а затем начал военные и дипломатические кампании, чтобы обезопасить империю. Он сумел восстановить контроль над Критом и Кипром и, одновременно, отразить болгарский натиск на свою территорию. Таким образом, его династия сумела поддержать период мира, при котором расцвели экономика, философия, искусство, и культура.

Одновременно реформы в законодательстве были направлены на ограничение власти и роста крупных землевладельцев и на формирование торговых гильдий, что позволяло государству контролировать развитие, так как это описано в Книге эпархов.